106,3K подписчиков

Бизнес на монстрах. Как появилась и чем прославилась компания Mitsuoka

1,8K прочитали
У этого бренда очень странная репутация. А многие, возможно, даже знают про его существование.

У этого бренда очень странная репутация. А многие, возможно, даже знают про его существование. Пусть автомобили Mitsuoka (никакого отношения к Mitsubishi эта марка не имеет) официально не продавались в России, найти эти машины несложно: введите название бренда в поисковой строке на Авто.ру и обязательно обнаружится хоть один шедевр фирмы из Тояма-сити.

Не понимаете, что увидели на фотографиях в объявлениях? Всё просто: на базе серийных автомобилей других марок Mitsuoka создает стилизованные под ретро модели разной степени экстремальности. Скажем, Nissan Micra с дизайном «под Jaguar», реплики Mercedes-Benz SSK на шасси VW, Toyota RAV4, стилизованный под Chevrolet Blazer, и так далее. И Япония с её нетрадиционными автомобильными взглядами — это мир, в котором для Mitsuoka всё сложилось идеально.

Фирма из Тояма-сити — десятый автопроизводитель Японии

Возможно, вы слышали, что в Японии непросто быть автомобилистом. Купить машину, не имея в собственности или подтверждённой аренде гараж либо парковочное место, не получится. Если вы, конечно, не собираетесь довольствоваться кей-каром. Оказывается, обрести статус автопроизводителя в миллион раз сложнее. Для этого мало желания и средств — чтобы получить лицензию на выпуск машин, нужно пройти семь кругов бюрократического ада.

Mitsuoka Ray
Mitsuoka Ray

Вот почему все японские бренды появились давно, а новых марок на горизонте не видно. Исключение было только одно: в 1993-м регистрацию в качестве производителя легковых автомобилей получила фирма Mitsuoka. Компания стала всего лишь десятым автобрендом страны.

Поначалу Mitsuoka довольствовалась малыми формами

Но автомобильная история бренда началась в первой половине 1980-х созданием 50-кубового микрокара Bubu Shuttle, он же Bubu 501. Маленькое, медленное, неказистое транспортное средство имело только один безусловный плюс — управлять им разрешалось, не имея водительских прав. Ради этой категории «бесправных» покупателей всё и задумывалось. В год Mitsuoka отгружала клиентам до 300 таких машинок, и считалось, что это большой успех. Гамму моделей даже успели дополнить микровэном Bubu 502, но потом ситуация изменилась.

В Японии вдруг поменяли законодательство, что лишило 50-кубовые машины их главного достоинства — статуса автомобиля, для управления которым не нужны права. Без него микрокары Bubu никого не интересовали. Выбирая между закрытием бизнеса и попыткой найти новую нишу, Mitsuoka впервые обратилась к жанру ретро.

Успех пришёл совершенно случайно

В конце 1980-х на шасси классического VW Beetle японцы построили две машины. Одно из них была копия Porsche 356, что весьма банально. Зато вторая модель выглядела очень необычно. Это была вариация на тему довоенного Mercedes-Benz SSK. А точнее — фривольное прочтение благородной немецкой классики.

Как оказалось, несерьёзная мультяшно-анимешная стилистика в дизайне — то, что было нужно местной публике! И горшочек «корпорации монстров», как иногда называют Mitsuoka, начал варить на всю катушку.

Чуть позже появилась Mitsuoka Le Seyde — вариация на тему знаменитого американского Экскалибура, который и сам был пародией на классику 1930–1940-х. Но настоящий звёздный час Мицуоки пробил вместе с моделью Viewt.

Это даже не реплика. Просто на Nissan March Box (это японская версия Micra) натянули физиономию британского седана Jaguar Mk.II. Английская пресса до сих пор не может простить Мицуоке этого святотства. Зато японцы проголосовали йеной: в месяц продавалось по 80 таких машин.

С тех пор у руководства фирмы уже не возникало сомнений в том, что выпускать. Причём именно машины в стиле модели Вьют стали основой производственной программы. Другой квази-«Ягуар» построили на шасси более крупной Nissan Primera (P11), а чуть позже — из Nissan Sunny (B15).

Ещё большим неуважением (с точки зрения британцев, естественно) оказался Mitsuoka Galue. Это различные модели Nissan (Teana, Cedric, Fuga, Crew) и Toyota (Corolla Axio) с передком в духе Bentley! Галью предлагали даже в виде лимузина и кабриолета. Причём последний построен на шасси Ford Mustang пятого поколения.

Mitsuoka отправляла британцам «копии» их же машин

Экспортные поставки для Mitsuoka — не сладкие мечты, а сбывшаяся реальность. Например, компания отправляла свои автомобили в Великобританию.

Нет, троллить британцев Ниссанами с маской «Ягуара» в Тояма-сити не стали — они поступили ещё изящнее. На английский рынок Mitsuoka официально выходила с моделью Roadster, так же известной как Himiko — подражанием Morgan Aero на удлинённом шасси Mazda MX-5.

Сильный ход! Предложить британцам подделку под нежно любимый на островах Морган, да ещё и по цене, близкой к оригиналу! Наглость — второе счастье.

В Mitsuoka даже сделали спорткар. И он всех разозлил

Не только британцы болезненно относились к творениям Мицуоки. Осенью 2001-го волну негатива спровоцировало появление на Токийском салоне суперкара Mitsuoka Orochi.

Концепт-кар представлял собой типичную сборную солянку. Решётка радиатора от Nissan Cima, фары — от Toyota Aristo, двери — от Toyota Sera, задний бампер — от Mazda RX-7, фонари  — от Nissan Skyline GT-R, спойлер — от Subaru Legacy Blitzen, мотор — от Toyota Camry. Но самое главное — шасси Honda NSX!

Когда Мицуока объявила, что Orochi, названный в честь мифического восьмиголового дракона, станет серийной, многие фанаты спортивных автомобилей были, как минимум, раздосадованы. Неужели ради этого придётся уничтожать оригинальные NSX?! Конечно, нет. Создание модели, главным идеологом которой был основатель фирмы — Сусуми Митцуока, на редком и дорогом шасси Honda было в первую очередь коммерчески невыгодным — автомобиль стоил бы космических денег. Поэтому для серийных машин шасси в Mitsuoka делали уже сами.

Впрочем, были у Orochi и другие недостатки. Так, модель неоднократно называли самой некрасивой машиной в мире. Да и ехала она, судя по всему, так себе. Ведь на тестах британского журнала Auto Express купе получило лишь два балла из пяти возможных.

Митсуоки стоят дорого

Несерьёзный дизайн автомобилей Mitsuoka может натолкнуть на мысль, что и стоят они смешных денег. Ничего подобного! Конечно, ценники на тот же Вьют или Галью никогда не доходили до уровня пафосных «британцев». Зато они значительно дороже донорских Ниссанов и Тойот.

Если базовая цена кроссовера Toyota RAV4 в Японии начинается с 3 639 240 йен, то Mitsuoka Buddy — тот же «рафик», но с дизайном американских вездеходов, вроде Chevrolet Blazer — это уже без малого шесть миллионов!

В Тояма-сити резонно считают, что за оригинальность надо платить. К тому же качество изготовления автомобилей Мицуока — японское в лучшем смысле слова. Статус полноценного автопроизводителя, а не просто тюнинг-ателье, ко многому обязывает.

Стиль Mitsuoka даже копировали другие автобренды

Косвенным подтверждением того, что Mitsuoka всё делает правильно, ещё в 1999-м стала Impreza Casablanca — универсал с ретромаской, созданный дизайнерами Subaru. Если уж большие игроки повторяют стилистические вольности самого молодого японского бренда, значит, всё это кому-нибудь нужно.

Subaru Impreza Casablanca. Фото wikimedia.org
Subaru Impreza Casablanca. Фото wikimedia.org

Mitsuoka — не только автопроизводитель

В мире огромных корпораций Mitsuoka нашла точку опоры. Объёмы производства составляют примерно 1000 автомобилей в год, а штат насчитывает около 450 сотрудников. Но не все они заняты на производстве. В бизнес-структуру Mitsuoka входят также дилерские и дистрибьюторские центры сторонних брендов — компания занимается продажей и обслуживанием в Японии многих европейских и американских автомобилей.

Именно это в конечном счёте позволяет Mitsuoka не держать яйца в одной корзине и продолжать создавать автомобили, которые умеют шокировать.

Mitsuoka Rock Star
Mitsuoka Rock Star