Они никогда не встречались лично и даже не писали друг другу писем. Более того, один из участников этого необычного эксперимента на всю жизнь затаил обиду на другого и отказался от личного знакомства, когда такая возможность представилась.
Алексей Куцков из СССР и Стивен Лапекас из США — два подростка, которым было суждено представлять свои державы в необычном эксперименте, проведенным американским журналом Life. Эксперименте, который должен был выяснить чья система образования лучше.
Опыт на школьниках
А началась эта история с события, которое всколыхнуло весь мир — с запуска первого искусственного спутника Земли, произведенного Советским Союзом в 1957 году. И хоть президент Эйзенхауэр и говорил, что это "всего лишь маленький металлический шарик", американские исследователи сделали вывод, что такой грандиозный прорыв стал возможен благодаря успешному союзу обороны, науки и технологий. Но технологии и наука не могут существовать в отрыве от базового образования. Значит успех русских именно в нем, рассудили журналисты издания Life, и замахнулись на смелый эксперимент.
Проводить его решили "по живому". А именно взять советского и американского школьников и скрупулезно фиксировать их жизнь — как учатся, что читают, чем занимаются после уроков. А потом опубликовать данные наблюдений, фотоотчет, и уже на основе этого решить, чья же система образования лучше.
Плавание, танцы и подружка Пегги
В Штатах из 700 претендентов выбор пал на 16-летнего ученика частной школы из города Чикаго Стивена Лапекаса. Уверенный в себе харизматичный парень, лидер класса в школе. Хорошо одетый с модной стрижкой, спортсмен, нравится девочкам. Ну чем не типичный представитель американской молодежи?
С его согласия журналисты стали неотрывно следовать за Стивеном. А тот вел жизнь, обычную для американского подростка. До обеда учился в школе, после занимался плаванием, вечером бегал на танцы с подружкой Пегги, посещал вечеринки. В общем, ничего необычного. Правда, с уровнем образования у фотогеничного тинейджера было не особо хорошо. Стивен учился средне, а по геометрии и вовсе ему понадобился репетитор. Из всех предметов в школе он изучал родной английский, биологию, историю Штатов и начальную алгебру с геометрией. Литературу проходил факультативно — слушал на редких уроках, что рассказывает о произведениях преподаватель. Сам подросток за месяц наблюдений кое-как осилил лишь приключенческий роман Стивенсона. Вообще, к учебе Лапекас относился как к неизбежности, от которой никуда не деться. Всё в жизни, по его мнению, решали деньги.
Шесть уроков, волейбол и Достоевский
В СССР для эксперимента выбрали школу №49 в Москве на Фрунзенской набережной. Выбрали или кто-то ненавязчиво посоветовал — теперь уже не важно. Главное тут было то, что ни о каком "витринном" образцовом подростке даже речи не шло. 16-летний ученик 10 "Б" класса Леша Куцков был совершенно обычным школьником, жившим в тесной однокомнатной квартире вместе с мамой и стареньким дедом. Отец погиб на фронте, мать работала инженером на приборостроительном заводе и получала среднюю по городу зарплату.
Наблюдение за подростком начали сразу после новогодних каникул 1958 года. Шесть журналистов, сменяя друг друга, неотрывно ходили за Алексеем, сидели на уроках, посещали вместе с ним спортивную секцию и музыкальную школу, присутствовали на встречах с друзьями. Алексей лишь попросил американцев не ходить к нему домой, так как старенький дед тяжело болел и нуждался в покое и тишине. Но и без того журналистам было что фиксировать и за чем наблюдать.
Куцков исправно посещал все уроки, а их в десятом классе было по пять-шесть каждый день, включая субботу. Из предметов — все привычные нашему слуху: русский язык с литературой, алгебра с геометрией, биология, физика, химия, английский язык, история, астрономия, физкультура и труд. Три раза в неделю он занимался в спортивной секции волейболом и готовился к соревнованиям на первенство Москвы. Пять раз в неделю ходил в музыкальную школу по классу аккордеона (влияние матери). В остальное время посещал библиотеку, покупал продукты в магазине, встречался с друзьями. И никаких подружек и танцулек. Вместо этого Лёша Куцков читал Шекспира и Достоевского и играл в шахматы.
Журналисты позже описали Алексея как "прилежного, целеустремлённого и немного агрессивного" юношу, который четко представляет свой жизненный путь. Хорошая учеба в школе позволит поступить в институт, там он получит профессию, станет работать и принесет пользу стране и обществу — так свою жизнь видел советский подросток.
"Перекормлены и недогружены"
В то время, когда его заокеанский партнер по эксперименту танцевал на дискотеке, Алексей обучался музыке. Стивен с трудом овладевал романом Стивенсона — Алексей проглатывал тома классиков. Американский тинейджер учился потому что так надо, Куцков — потому что хотел учиться.
В общем, различия между двумя ребятами были колоссальными. И когда журнал Life спустя месяц эксперимента опубликовал на страницах отчет, в Америке случился культурный шок. Выяснилось, что советский школьник обошел своего американского ровесника в образованности на два года. Оказывается, в Советском Союзе в школах преподают фундаментальные дисциплины — химию, физику, астрономию. А в США с ними знакомятся только начиная с колледжа, и то в усеченном объеме. В СССР изучение иностранного языка является обязательным, в то время как в Америке языки были уделом специализированных учебных заведений. А главное, советский школьник чётко знает, чего он хочет от жизни. Он целеустремлен и чрезвычайно мотивирован — такой вывод сделали журналисты. "Русские умнее нас!" — звучало тогда во всех американских СМИ, и это было сущей правдой.
Эксперимент журнала Life всколыхнул американское общество. В стране после этого началась реформа образования. "Наши дети перекормлены и недогружены" — такими заголовками СМИ обосновывало необходимость изменений. И они произошли. Пересмотрели учебные программы, повысили зарплаты учителям и многое другое.
Обиженный Стивен
Что же до дальнейшей судьбы участников эксперимента, то она сложилась в какой-то степени даже похоже. Лапекас после выхода репортажа остался обиженным на журналистов, посчитав, что его несправедливо показали каким-то оболтусом. Но эксперимент, тем не менее, немного, но изменил его. Подросток окончил школу, затем военный колледж, воевал во Вьетнаме, а потом стал гражданским пилотом.
Алексей Куцков поступил в МАТИ на факультет авиаприборов. Он тоже связал свою жизнь с авиацией, хоть и с наземным ее сегментом. Был руководителем авиационно-технической базы полярной авиации, с 1974 года работал в Госавианадзоре. На пенсию ушел с должности заместителя гендиректора "Норильских авиалиний". В беседе с корреспондентом "Комсомолки" в 2001 году Алексей Иванович рассказывал:
Мне, конечно, хотелось бы как-нибудь увидеться со Стивеном, поговорить с ним. Но сначала я не знал, где его искать. Потом, когда по работе бывал в Америке, попросил знакомых свести нас. Но Лапекас от встречи отказался. Я же не стал настаивать.
Сейчас участникам того памятного эксперимента должно быть по 82 года. К сожалению, неизвестно, живы ли они. Но в любом случае спасибо им и тем, кто лишний раз напомнил всем, что будущее любой страны решается за школьной партой.
Конечно, школьную программу СССР нельзя считать уникальной. Однако ее основы были заложены еще до наступления "просвещенной эпохи". Обучать детей на Руси начали еще с древних времен 👇:
(При написании статьи была использована информация с сайтов: nkj.ru; life.ru; school-science.ru; marawarren.livejournal.com)