95,7K подписчиков

Какие добрые дела ведут ко спасению?

3,5K прочитали
Начав читать Евангелие, понял, что без добрых дел нет спасения. Что кроме милостыни я ещё могу сделать?

Начав читать Евангелие, понял, что без добрых дел нет спасения. Что кроме милостыни я ещё могу сделать?

Ответ Владимира Головина:

Добрыми являются только те дела, которые делаются во имя Господа и во славу Его и в бескорыстное благо нашим близким. Поэтому милостыня, помощь нуждающимся - это очень важно. Но если это делается во славу Божию и бескорыстно ради помощи ближним. И еще важно, чтобы при этом не присутствовало желание благодарности и хвалы человеческой и самолюбования собой.

Милостыня многообразна. Это не значит, что обязательно нужно что-то кому-то дать. Нужно, прежде всего, посмотреть вокруг себя.

Вот сейчас, например, я считаю, что духовная милостыня очень важна. Какая? Во-первых, очень много одиноких людей. И они необязательно живут поодиночке. Порою молодые, полные сил живут: муж, жена, дети. А взгляды у них на все разные. Они чужие стали друг другу и до жути одинокие.

Недавно у меня был такой факт. Молодые муж и жена, сынок у них есть. Но вот суета житейская затирает их чувства. И уже смотрю: он на неё огрызается, она - на него. Я посчитал возможным поговорить с ними.

Не стал говорить: "Ну что же вы так по отношению друг к другу?"

А сказал мужчине:

"А когда ты познакомился со своей женой? А что для особо памятное, доброе из того времени, когда вы дружили до свадьбы? Что наиболее интересное тебе запомнилось?"
Начав читать Евангелие, понял, что без добрых дел нет спасения. Что кроме милостыни я ещё могу сделать?-2

Смотрю на него и вижу, как тот оттаивает. Что-то доброе начинает в нем подниматься. А потом он говорит:

"Домой мне надо! Жена симпатичная у меня!"

И вроде ничего такого я не сказал, а некоторое тепло в их семью удалось внести. И это тоже милостыня. Большая и важная милостыня.

Какие-то у нас самые близкие милости есть. Например, мы за суетой оставляем без внимания детей, внуков. И тут тоже необязательно покупать что-то или накормить чем-то. Это тоже важно, но нужно просто побыть, просто пообщаться, поговорить с маленькими детками об их таких смешных, как нам кажется, но важных для них темах. Я уже не говорю о том, что есть больные или одинокие старики, о том, как важно в их случае некое соучастие.

У меня сейчас в памяти такой момент:

Были два года назад в Москве и поехали в Троице-Сергиеву Лавру на машине. Рано поехали, чтобы выехать из города без пробок. И тот человек, с которым ехали, сказал, что надо заправиться. Подъехали к заправке, и стоит бабулечка. Я спрашиваю:

"А что делает бабуля здесь? Она же без машины..."

А она ягоды продает. В такую-то рань!

Это ведь нужно ягоды собрать, вынести. Это уже за городом, за Москвой. Я пошел, посмотрел, и, действительно, у нее была малина. Обратил внимание на то, какие у старушки руки. Явно она трудяга. И не от хорошей жизни пришла с этими ягодами сюда. Какие-то копейки нужны. И я у нее корзиночку купил. Подал денежку, а она сказала, что сдачи у нее нет. Я сказал:

"Возьми Христа ради!"

И руки ее поцеловал. А я был в подряснике.

Она как-то неловко себя почувствовала и заплакала. По-доброму как-то так заплакала, деньги прижала и пошла.

Начав читать Евангелие, понял, что без добрых дел нет спасения. Что кроме милостыни я ещё могу сделать?-3

Я посмотрел на нее и подумал, что не от хорошей жизни она здесь, не от желания обогащаться. У нее все пальцы в сухих мозолях и потрескавшиеся. Бог знает, что там у нее. Помню слова одного человека:

"Когда мы видим, что какие-нибудь старички продают ненужные вещи, давайте подумаем, как мы, оказывается, нуждаемся в этих вещах".

Ищущий найдет, что нужно сделать.

В наш век мало таких, резко голодающих, а вот одиноких много. Им нужно сказать хоть несколько слов, хоть как-то согреть любовью.

Вот сегодня в Болгар, в скит, приезжали паломники, гости, люди, и вот сколько было таких фактов при прощании, когда люди не обнимались, а прилипали всем естеством. От чего это? Вот от того же. В этом мире так много зла, но так мало любви и доброты, и люди жаждут этого.

Поэтому мне кажется, что доброе слово более важно, чем материальная составляющая.

В скиту, когда приезжают люди, всегда царит атмосфера дома, и чай все вместе пьют. Собирается человек шестьдесят в трапезной. И вот мы сидим за чашкой чая со вкусными домашними пирогами при свете свечек, общаемся на какие-то важные темы, говорим о Евангелии, о духовной жизни, говорим о том, у кого какие вопросы, проблемы в жизни случаются, и нам-то наверное здесь это проще. В каком плане? У нас городок маленький, мы довольно близки друг с другом, очень часто видимся, каждое богослужение в один храм ходим. И вот их слушаешь, и такое чувство, как будто они лет десять вообще ни с кем не говорили. Их аж прорывает на общение.

И когда люди приезжают, ведь некоторым приходится издалека приезжать. Очень непросто там, зима сейчас, на дороге много проблем. Мне вот жалко порой. Я им говорю:

"Вы были недавно, вот опять приехали. Вроде ничего горячего у вас нет. В общем-то и необязательно было приезжать".

Вот многие слова эти говорят:

"У вас здесь как-то тепло и уютно, как будто к родным душа тянет".

Вот это опять из того, как в этом мире много одиноких. Как это важно: милостыню нашу явить через доброе слово, доброе дело, делать свою, неважно в чем выражаемую, но любовь к нашим близким.

Читайте также: