3,7K подписчиков

Нелицеприятная правда о балетных картинах Дега

1,4K прочитали

Илер-Жермен-Эдгар Дега известен своими причудливыми импрессионистскими изображениями балетных танцовщиц. Вихри нежно окрашенных пачек и мазки розового цвета на щеках каждой фигуры вызывают чувство радостного вуайеризма, как будто каждый зритель картины сидит в зрительном зале, изображенном на картине. Однако за блеском, гламуром и юношеской невинностью скрывается темная правда.

Приветствуем всех на нашем канале! С вами Умный Фломастер!Знакомы ли вы с культовыми картинами Эдгара Дега, изображающими танцовщиц на сцене? Хотя эти произведения искусства любимы многими, за ними стоит душераздирающая история, которую стоит изучить. Чтобы узнать больше, подписывайтесь на канал и читайте дальше!
Эдгар Дега – Репетиция балета, 1875 г.
Эдгар Дега – Репетиция балета, 1875 г.

Немного истории

Важно рассматривать балетные картины Эдгара Дега в контексте французской общественной жизни в то время, когда они были написаны. Представьте себе: это 1870-е годы в Париже, Belle Époque. Это время мира, процветания и большого экономического роста после окончания франко-прусской войны.

По всему городу открываются торговые центры, а мода, искусство и культура становятся синонимами Парижа. Строительство знаменитого парижского оперного театра, Дворца Гарнье, только что завершилось, и танцовщики готовы выйти на сцену. Импрессионизм в самом разгаре, первая официальная выставка импрессионистов - Клода Моне, Камиля Писсарро, Пьера-Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Эдгара Дега и других - состоялась в Париже в 1874 году.

С таким количеством великих достижений появилось место для удовольствий. Более состоятельные жители Парижа могли чаще посещать культурные мероприятия, такие как опера и балет, о чем свидетельствуют многие произведения искусства импрессионистов. Однако, если присмотреться, эти картины могут рассказать две истории: одну о роскоши, а другую - о внимательности. Утверждается, что на картинах Эдгара Дега, посвященных балету, наблюдатели могут заметить предположение о том, что балерины являются фаворитками, а их зрители - покровителями.

Эдгар Дега - Танцевальный класс, 1874 г.
Эдгар Дега - Танцевальный класс, 1874 г.

Репетиционные залы, изображенные на балетных картинах Дега

На картине "Репетиция балета на сцене" (1874) танцовщики мечутся по полотну, репетируя перед выступлением. В центре их направляет инструктор или хореограф. Справа, за сценой, сидят двое мужчин и наблюдают за тренировкой. Сила мужчин очевидна, поскольку они сидят в удобных позах, опираясь на ноги.

Популярность балета в 1870-х годах угасала, и танцовщики, многие из которых были выходцами из низших слоев общества, прибегали к другим способам заработать деньги. Такого рода работа часто поощрялась семьями танцовщиц, переживавшими тяжелые экономические времена во время войны. Балет, а в свою очередь грязный бизнес, давал билет к финансовой свободе. В "Репетиции балета на сцене" покровители смотрят, как танцуют девушки, а после, предположительно, идут с ними в одну из задних комнат, которые часто использовались для танцевальной практики.

Эдгар Дега - Репетиция балета на сцене, 1874 г.
Эдгар Дега - Репетиция балета на сцене, 1874 г.

Мрачный свет звезды балета

Изображением, которое стало эмблемой темной стороны балетных картин Дега, была "Звезда балета" (1876). Часто называемая "Звезда" из-за сходства с другой работой с таким названием, "Звезда балета" изображает единственную балерину на сцене.

Передний план занимает юная танцовщица, одетая в струящуюся белую пачку, украшенную цветами. Некоторые считают, что это испанская танцовщица Розита Маури, однако личность девушки не установлена. На заднем плане цветными мазками выделяются декорации, занавес и другие танцовщики. Различимая фигура, одетая в черный смокинг, разрывает цвет. Его лицо скрыто, телосложение фигуры внушительное и почти зловещее.

Ходят слухи, что молодые балерины, которые больше всего времени проводили с покровителями за кулисами, получали лучшие роли в своих выступлениях на сцене. Это осознание заставляет такие образы, как "Звезда балета", сиять в более мрачном свете.

Эдгар Дега - Звезда балета, 1876 г. (слева) и фрагмент этой же картины (справа)
Эдгар Дега - Звезда балета, 1876 г. (слева) и фрагмент этой же картины (справа)

Тонкие истории в балетных картинах Дега

Хотя, конечно, невозможно узнать, что происходило на самом деле за каждой из балетных картин Дега, атмосфера каждой из них ощутима. В картине "Музыканты оркестра" (1872) молодые танцовщики показаны с точки зрения кафедры. Главная балерина делает поклон, а остальные общаются позади нее. Музыканты постарше, исполняя свою музыку, как будто застыли на сцене. Элемент вуайеризма в работах Дега здесь несомненен.

Часто изображая мужчин на задворках, в "Музыкантах оркестра" они выдвинуты на передний план. Хотя на сцене находятся девушки, дворец Гарнье был создан не для них, а для мужчин. Многочисленные задние репетиционные комнаты по всему театру были установлены с учетом интересов покровителей. Молодые танцовщицы рассматривались просто как продукт самого шоу.

Несмотря на то, что на этом снимке нет самих зрителей, он дает четкое представление о дихотомии между пожилыми мужчинами и молодыми танцовщицами. Многим из танцовщиков, которых называли "les petits rats" или маленькие крысы, было не больше 14 лет. Дети сияют на снимках Belle Époque, но их существование, скорее всего, было нелегким.

Эдгар Дега - Оркестровые музыканты, 1872 г. (слева) и фрагмент этой же картины (справа)
Эдгар Дега - Оркестровые музыканты, 1872 г. (слева) и фрагмент этой же картины (справа)

Предупреждение

Не все то золото, что блестит... Балетные картины Дега, несмотря на свою красоту, служат напоминанием о необходимости заглянуть за занавес. Реликвии Belle Époque, произведения танцевального искусства будут вечно почитаться за их красоту и меланхолию.

Друзья, Умный Фломастер по-настоящему благодарен вам за подписку и за ваши лайки и комментарии, сейчас эти жесты внимания самое ценное для нас! А также, чтобы не пропустить новые интересные статьи, присоединяйтесь к нашему каналу в телеграмм!