По прежнему, самым распространенным видом мошенничества является фишинг через телефонный звонок.
Казалось, уже все слышали о том, что нельзя называть данные карт, логин и пароль от мобильного банка, передавать код из смс.
А сколько мемов с сотрудниками банка...
И по прежнему люди продаются давлению со стороны мошенников. В 2022 году 14 165 миллиардов рублей было похищено;
876 590 финансовых операций совершили негодяи.
По данным второй картинки можно заметить, что люди по сравнению с 2021 годом, стали более внимательны к подозрительным сайтам. Стали меньше переходить на сторонние ссылки, из приложения Авито, например (распространенный способ мошенничества). Но при этом намного больше операций совершено в мобильном банке и личных кабинетах.
И да... Сами держатели карт это позволяют.
Все разговоры сводятся к одной цели узнать данные карты. Личного кабинета.
1. Вам звонит сотрудник банка...
Сценарий в основном один. Совершается операция с вашего счета, банк приостановил её для того, чтобы списание не произошло назовите данные своей карты и код из смс. В итоге, происходит списание средств.
Да, реальный сотрудник банка может запросить номер карты для аутентификации. Но не нужно путать это с другими данными:
- код из смс
- сvv код на обратной стороне.
Куда ещё может привести сценарий:
- "На ваше имя оформляется кредит, зайдите в личный кабинет и оформите заявку чтобы отменить оформление кредита. Или исчерпать кредитный лимит"
2."Продиктуйте логин и пароль от личного кабинета, чтобы предотвратить списание средств."
Сотрудник банка по телефону, никогда не будет просить продиктовать код из смс ваш пароль для входа. Не будет спрашивать ваш остаток на карте.
Стоит отметить что звонок из отдела предотвращения мошенничества действительно может поступить. И если вы скажете что не подтверждаете операцию. Сотрудник сразу заблокирует карту, вероятно и личный кабинет и расскажет дальнейшие действия и предложит перевыпустить пластик.
2. Здравствуйте, вам звонит следственный комитет...
Наверняка, следственный комитет действительно может звонить по серьезным вопросам. Но допрашивать в телефонном звонке Вас не будут, а тем более просить сказать персональные данные.
Мне например, поступал такой звонок, якобы из следственного комитета.
Называют ФИО опираются, на какие-то статьи УК, говорят грубо и сразу пугают что могут быть проблемы с законом.
Разговор сводится к тому, что некий Иванов Иван Иванович пришел в банк и по генеральной доверенности от моего имени хотел снять деньги...
Документы подделаны, а значит безопасно будет перевести деньги на "безопасный" счёт.
Разговор плавно перетекает к вопросам " а какой у вас остаток" "а есть ли сбережения" "в каких банках".
В таких звонках не нужно предоставлять никаких данных о себе, в дальнейшем они же могут быть использованы против вас. Лучшее решение, завершить заговор.
3. Добрый день, это ЦБ отдел противодействия коррупции и отмывания денег...
Какая честь, снизошёл звонок от центрального банка.
Такой интересный звонок, поступил мне в мае:
"Здравствуйте, я из центрального банка. Отдел противодействия коррупции и незаконного отмывания денег. Поступила информация что кто-то в данный момент в Краснодарском крае пытается перевести с вашего счета средства для финансирования ВСУ. Вы понимаете что это значит? "
Причем звонок бул через Вотс апп.
Знаю, меня хотят надурить.
Опять история о поддельных документах и остановленном переводе. А дальше всё смешалось, как говорят, и кони и люди...
Узнавали где ипотека, и сколько средств на счетах, и когда я последний раз личный кабинет тенькофф заходила, а когда в Сбер. И вообще через сервисы мета безопаснее звонить, поэтому сотрудники ЦБ звонят по Вотс апп. В итоге поболтали мы с сотрудником ЦБ и попрощались.
Что лучше делать при таких звонках?
Конечно лучше на подозрительные номера не отвечать, а позже проверить кому принадлежит номер через специальные сервисы.
Если ответили и звонок кажется подозрительным, прервать его.
Я стараюсь поговорить подольше, чтобы просто украсть время. И этот сотрудник сделал меньше обзвонов.
Пожилые люди более доверчивы, и лучше предупреждать своих бабушек и дедушек о подобных звонках.
Мошенники всегда уверенны в себе, убедительны, оказывают давление.
Поделитесь своими историями, приходилось ли вам сталкиваться с подобными звонками?
Спасибо за внимание 💙