Найти тему

Человеческий фактор (часть 3)

Продолжение. Часть третья.
Продолжение. Часть третья.

- Стоп машины…. Самый малый…. Рулевой – держать волну. Дежурную шлюпку на воду….
 Эвакуировать Джоанну непосредственно с палубы барка – возможности не было никакой. Даже если паруса все уберёшь – такелаж с рангоутом куда денешь? Все эти реи, ванты, штаги, фалы, брасы, шкоты…, которые закрывали парусник с воздуха непроницаемой паутиной. Поэтому условились, что спасательный вертолёт будет принимать девушку на борт с воды, в той же самой надувной лодке, в которой её эвакуировали с «Погории». Вся команда «Крузенштерна», свободная от вахты, высыпала наверх и прилипла к фальшборту с той стороны, с которой планировался подъём пострадавшей на вертолёт, не обращая внимания ни на штормовую качку, ни на ушаты солёной воды, которыми их потчевал океан под соусом шквального ветра.

- Кто разрешил? – Кинулся было главный боцман к рупору, чтобы пресечь безобразие, но Коломенский его остановил.
- Охолонь, Иван Степанович. Имеют право…. Помнишь, какими они на борт взошли всего-то три месяца назад? Кто-то швабру в руках ни разу в жизни не держал, не то, что канаты тягать днём и ночью, да по вантам бегать…. И какие сейчас. Пусть глянут на работу спасателей, когда ещё….
- Смотрите, смотрите – летит. – Донёсся до капитанского мостика восторженный крик одного из кадетов. – Вот это крокодил….

Вертолёт и действительно впечатлял. Вынырнув из низких, клокочущих туч, взбивая серую пелену двумя огромными винтами (один двигатель на корме, другой на баке, как сказали бы матросы), он завис над оранжевым пятном дежурной шлюпки, действительно напоминая зелёную древнюю рептилию, которой вздумалось полетать, открыл на брюхе прямоугольник люка и начал стравливать из своих недр спасательный линь.

- Да нереально…, на такой-то волне. – Крикнул ещё кто-то. – Гак или шлюпку пробьёт, или штурмана выдернет, пока он лодку цеплять будет. Метров шесть амплитуда….

Это и на самом деле казалось невозможным. Катер то резко взлетал вверх, зависая на мгновенье в высшей точке, то летел вниз, скрываясь за очередным валом от десятков, следящих за ним с тревогой и надеждой с палубы барка, глаз.

Старший штурман самого себя превзошёл, пытаясь удержать шлюпку под днищем вертолёта, но, если бы не канадские пилоты, он всё равно был бы бессилен. Стравив спасательный линь до середины, вертолёт начал, что называется, «ловить» волну, стараясь подниматься и опускаться вместе с ней.

- Это немыслимо…. То, что они делают, это просто немыслимо. – Негромко проговорил главный боцман, не отрывая взгляда от происходящего. – Что за спецы там за штурвалами сидят? Ты знаешь, какие сейчас у них перегрузки? Прошу прощения, Геннадий Васильевич….
- Я и сам первый раз такое вижу. – Согласился с боцманом Коломенский, махнув рукой на его оговорку. – Хотя, казалось бы, чего только уже не видел в этой жизни….
- Зацепили, гляди….
- Есть контакт….
- Они это сделали…. - Раздались на палубе торжествующие крики, когда надувная лодка «Зодиак», с запечатанной в неё Джоанной Церлинской, поднялась над дежурной шлюпкой и стала медленно подтягиваться к брюху вертолёта.
- Виват, Канада!
- Ура канадским спасателям! Ура, ура, ура…. – Взметнулись над палубой зажатые в руках бескозырки, банданы и защитные шлемы: что у кого, на тот момент, было на голове.
- Слава тебе Господи! – Неожиданно произнёс капитан и быстро перекрестился, когда спасатели втянули лодку в люк и тот закрылся.
- Принять дежурную шлюпку на борт…. Машины – полный вперёд. Курс – точка №2….

***

- Точка №2…. – Разнеслось в динамиках по всему кораблю. Коломенский оторвался от изучения морской навигационной карты, расстеленной на столе в штурманской рубке, нажал кнопку селекторной связи:
- Есть точка №2. Стоп машины…. Парусное вооружение до полного. Радио Комитету: операция по спасению практикантки баркентины «Погория» Джоанны Церлинской завершена. Возвращаюсь в гонку в исходной точке. Затраченное на операцию время…, - он вопросительно посмотрел на штурмана.
-  44 часа, 28 минут, 15 секунд. – Негромко ответил штурман, сверившись с хронометром.
- Затраченное на операцию время, 44 часа, 28 минут, 15 секунд, прошу зачесть при подведении итогов гонки. Подробный отчёт по возможности….

Коломенский отключил селектор и вернулся к карте, приглашая жестом к ней и старшего штурмана. В приоткрытый иллюминатор доносился шум очередного аврала: команды боцманов, топот ног по палубе, резкие выкрики кадетов, тянувших изо всех сил разнообразные тросы – «Крузенштерн» поднимал паруса.

- Итак, Сергей Владимирович, что мы имеем?
- Вот смотрите, Геннадий Васильевич, мы – здесь. – Штурман показал участок на карте. – А основной парусный «пелетон» - здесь….
Он взял циркуль и «шагнул» им по карте несколько раз, определяя расстояние между двумя точками….
- Плюс-минус – шестьсот миль. Со всем уважением, товарищ капитан, но…. – Он вернул циркуль на место и развёл руками.
- Что «но», Сергей Владимирович, что «но»? Вы последнюю метеосводку по маршруту гонки видели? – Коломенский, как всегда спокойный и уверенный, посмотрел с улыбкой на штурмана.
- Нет ещё. А что там может быть для нас интересного в этой ситуации?
- Очень там много есть для нас интересного…. Обратите внимание…, - он опять склонился над картой. – В том районе, где сейчас сосредоточены все наши основные соперники – штиль. Ну, почти…. Пара узлов – максимальная скорость, которую они сейчас могут развить, хоть двойное парусное вооружение вывешивай. А вот здесь, севернее, зона атлантических циклонов, с попутным нам ветром в шесть-семь баллов…. Как вам?
В глазах штурмана загорелась надежда:
- То есть….
- То есть, Сергей Владимирович, мы меняем курс. Всё только начинается. Командуйте….

Продолжение следует....