Поскольку я заканчивал инженерный факультет, пусть и при сельскохозяйственной академии, но материаловедение с сопроматом изучал, да потом еще десятку лет на машиностроительном заводе отработал, то некая тяга к "технарскому" у меня присутствует. Вот и тут, увидев эту фотографию, задался вопросом: "А что собственно происходит?"
Возможно и у Вас бывает так, когда вопрос не дает покоя и пытаешься всеми силами найти ответ. А его, кстати, можно и не найти сразу, то поиски зайдут в тупик, то интерес ослабевает, или вообще переключится на что-то другое, но из головы он не выходит. Так в этот раз вышло. Эту фотографию я впервые увидел с год назад и тогда не смог выяснить, что на ней изображено, имея ввиду технологический процесс.
Вновь ударившись в поиска я узнал, что мнения в сети разделились. Кто-то заявлял, что это закалка, другие даже говорили, что высокий отпуск, хотя этот вариант я отмел и дело тут в температурах. Судя по цвету детали, она нагрета она до температур близких к 900 градусам, а при отпуске выше 700 градусов уже не греют, да и вроде как не делают этого таким способом.
"Закалка - термическая обработка материалов (металлов, сплавов, стекла), которая заключающийся в нагреве выше критической температуры изменения типа кристаллической решетки, с последующим быстрым охлаждением.
Отпуск - это уже технологический процесс, заключающийся в термической обработке закалённого на мартенсит сплава или металла, при которой основными процессами являются распад мартенсита, а также полигонизация и рекристаллизация. Для этого изделие подвергается нагреву в печи до температуры от 150—260 °C до 370—650 °C с последующим медленным остыванием." - взято со www.stroimrem.ru
Как по мне, так медленным, на фотографии, и не "пахнет". Корпус опускают в ванну, предположительно с маслом, да хоть с чем, а значит охлаждение произойдет стремительно.
Кстати, подпись к фотографии гласит: термическая обработка корпуса швейцарского основного боевого танка 1970-х годов Panzer 68 в цехе Танкостроительного завода Тун от 1977 года. Информации об этом танке не много, а вот о его предшественнике, Pz. 61, на базе которого был сделан, имеется. В общедоступных источниках говориться, что его корпус цельнолитой. На этот счет материаловедение говорит, что основной термообработкой отливок является отжиг. Но и тут, судя по снимку, корпус имеет слишком яркий цвет (температура около 900С), что не свойственно для отжига.
Подумав, что, возможно, дело попахивает "нагибаловом", я стал присматриваться к фотографии и вот какие вопросы у меня появились:
- Как стропили данную деталь? (верю, просто очень интересно)
- Куда уходят цепи, если мы видим крюк?
- Не маловата ли ванна для подобной операции?
- Не слабоваты ли чалки для подъема такого веса? Если весь танк весит 40 тонн, то корпус может около 20...
Вопросов много, как и мнений в сети. Кто-то, даже склоняется к фотошопу, но я не стал торопиться и продолжил поиск, результатом которого стал оригинальный снимок. Его сопровождала оригинальная подпись и некоторые новые данные, которые хоть не помогли узнать, какой процесс запечатлен, но, по крайней, мере позволяют не сомневался в подлинности.
Хотя ранее я находил эту фотографию с подписью "..что-то там.. завод Кун", в этот раз описание гласило, что снимок сделан на сталелитейном заводе Шаффхаузен в долине Мюленталь, фотографом агентства Comet Photo AG из Цюриха. Фото оригинальное.
Решив прибегнуть к последней инстанции, я обратился к своему родственнику, который большую часть своей жизни проработал конструктором на заводе по производству задвижек для нефтегазовой отрасли. Он предположил, что это действительно закалка литого корпуса и технология могла выглядеть следующим образом. После отливки, деталь остывала, после чего снова нагревалась, предположительно в печах, из которых выходит еще один корпус на заднем плане, а затем калилась в ванне с маслом.
На этом я закончил свое расследование. Не скажу, что я прям доволен и успокоился, но пока, информации для усвоения достаточно. Поживем, как говориться, увидим, может и еще, что-то всплывет.