375,4K подписчиков

Сериал «Чернобыль» – миф или правда?

4,3K прочитали

В нашей рубрике «Искусство о войне» Дмитрий Селезнёв (Старый Шахтёр) рассматривает кино о Чернобыльской катастрофе.

Следующее кино, которое я хочу вспомнить, не военное, но околовоенное. Недавно прошла очередная годовщина катастрофы на Чернобыльской АЭС, в устранении последствий которой принимали участие и военные в том числе – в локализации аварии на атомной станции армия сыграла не последнюю роль.

Наши военные и представители других профессий и служб боролись с невиданным и невидимым до этого врагом – радиацией. В них летели не тысячи, а миллионы пуль – пуль невидимых, пуль-радиационных частиц.

Кадр из сериала "Чернобыль" (2019 г.)
Кадр из сериала "Чернобыль" (2019 г.)

Тема Чернобыля сегодня актуальна, как никогда, так как из-за текущего конфликта цивилизаций сегодня не исключена возможность ядерной войны. Да и место действия тоже самое – Украина.

Удивительно, что в российском кинематографе, такая крупная техногенная катастрофа, оказавшая влияние на судьбу не только сотен тысяч людей, непосредственно участников тех событий, но и в целом всей страны, не нашла, на мой взгляд, нужного отражения. Возможно, я вызову на себя гнев праведных патриотов, но считаю, что на Западе появилось кино об этой аварии, достойное внимания. Я имею в виду сериал НВО «Чернобыль», вышедший в 2019 году.

За рубежом этот сериал снискал множество наград, но в России он вызвал сильные контрастные оценки: от восторга до резкого неприятия. И такая полярность говорит только в его пользу.

В основном, критики-патриоты упрекали авторов в искажении фактов и в предвзятости по отношению к советской действительности. Но при этом они разбирали каждую(!) околочасовую серию по несколько часов, что лишний раз доказывает ценность этого кино – плохая картина не способна вызвать такой накал обсуждений.

Кадр из сериала "Чернобыль" (2019 г.)
Кадр из сериала "Чернобыль" (2019 г.)

Соглашусь, что в сериале имеет место манипуляция историческими фактами, которую не всегда можно оправдать художественностью. Такое искажение имеет вполне прозрачные цели. Конечно, там упоминается и golodomor, есть и KGB (как-будто его в СССР не было!), и персонажи иногда произносят антисоветские речи, которых при данных обстоятельствах говорить они никак не могли, но... Но, а что мы хотели? Товарисч режиссёр from Америка, чего же от него было ждать? Зарубежом о нашей стране уже сложились устойчивые стереотипы, и глупо было надеяться их не обнаружить в американском сериале. Пора бы уже нам выработать иммунитет.

Но с другой стороны, именно и поражает в сериале наличие точных деталей, которые с лупой и рассматривали критики «Чернобыля». Пожалуй, это первый иностранный фильм, где возведены идеальные декорации советской действительности (при этом следует помнить, что идеал никогда не соответствует реальности). Я могу это утверждать, жил в СССР, пока Союз не распался. Быт, одежда, причёски, предметы интерьера – это всё из моего советского прошлого. Такое ощущение, что авторам сериала удалось каким-то образом достать и рассыпать в кадре старую советскую пыль. Чёрт их возьми, но они нашли где-то мои часы из красного оргстекла и поставили на стол в квартиру академика Легасова! Эта деталь из первой серии меня сразу подкупила.

Тут надо отметить, что художественное произведение не обязано строго следовать историческим фактами, на то оно и художественное. Искусство создаёт миф, но миф – это тоже правда, потому что человек в силу своей природы мыслит не только рационально, но и мифологически. Приведу в утверждение этого тезиса пример, который опять же может показаться крамолой несведущим патриотам. 

Кадр из сериала "Чернобыль" (2019 г.)
Кадр из сериала "Чернобыль" (2019 г.)

Все мы знаем о подвиге двадцати восьми панфиловцев. Но если строго следовать историческим фактам, то эта история о конкретных панфиловцах выдуманная. Однако, есть подвиг советских солдат, ценою своих жизней остановивших немецкие танки под Москвой на том направлении, и мы ими гордимся и будем ими гордиться. Ведь, миф, повторюсь, это тоже правда, и даже больше, чем правда.

Многие, например, живут мифом об СССР, как о прекрасной советской Атлантиде, которую в результате предательства утонула в волнах истории. Однако, в Советском Союзе не всё так было идеально, как многим сейчас это видится, и в том числе, Чернобыльская авария вскрыла недостатки позднего СССР. Так и сейчас СВО показала и показывает изъяны нашей государственной системы во многих областях.

Конечно, отдельные детали в сериале были выдуманы нарочно. Картина Репина, где Иван Грозный убивает своего сына, не могла висеть в холле здания советского правительства, в реальности она находится в Третьяковке. Но, блин, это же кино! И эта классная художественная деталь, которая много говорит о государственной власти в России.

А как вам такое мифологическое видение сериала «Чернобыль»:

Действие происходит в когда-то могущественной Империи. Случилось страшное бедствие. Наместники взывают к своим богам – вспомним партийное собрание на фоне портрета Ленина. Но советские боги здесь бессильны. Цезарь, который стоит во главе Империи, слаб, его вводят в заблуждение, им манипулируют. Он посылает разобраться в ситуации своего лучшего Консула. Консул суров, он может запросто выбросить присланного учёного патриция из вертолёта. Но и справедлив – он наказывает наместников и местных жрецов, по чьей вине случилась авария.

Кадр из сериала "Чернобыль" (2019 г.)
Кадр из сериала "Чернобыль" (2019 г.)

Как бывший шахтёр, могу сказать, что, например, образы шахтёров (плебеев?) в сериале выписаны идеально. Конечно, сцены с министром угольной промышленности, где они ему дерзят, не могло быть. Да и образ министра очень сильно отличается от реального прототипа, который наряду со всеми лично участвовал в ликвидации аварии. Но эта беседа шахтёров с представителем власти – миф, и миф красивый. В сериале звучит реплика, характеризующая дерзких горняков: «они работают во тьме, говори им правду» – и эта фраза точно характеризуют людей этого опасного труда.

А другую фразу, звучащую в сериале «не хорошо, но и не ужасно» можно считать формулой безрассудного русского оптимизма.

Актёры, пусть и в большинстве из них проглядывают американские черты, играют в сериале так хорошо, что веришь – перед тобой русские люди. Только, к сожалению, рашен водка пить они не научились. Это, наверное, недосягаемое мастерство для иностранца. Роль «Консула», зампредседателя Совмина СССР Бориса Щербины, превосходно сыграл швед Стеллан Скарсгард. Впервые со времён триеровской картины «Рассекая волны» Скарсгард и актриса Эмили Уотсон (в фильме Ульяна Хоменюк, учёная из института ядерной физики) сыграли вместе.

Стеллан Скарсгард и Эмили Уотсон – актёры сериала "Чернобыль"
Стеллан Скарсгард и Эмили Уотсон – актёры сериала "Чернобыль"

Чтобы не говорили критики-патриоты, какой-то оголтелой русофобии в фильме я не обнаружил. Наоборот, чужими глазами увидел подвиг советских военных, пожарников, шахтёров, инженеров-атомщиков. К сожалению, о них пока в России не создали художественного кино такого масштаба. Но будем надеятся, что оно когда-нибудь появится.

@wargonzoya

*наш проект существует на средства подписчиков, карта для помощи

4279 3806 9842 9521