Вечно юная Ассоль. Как часто она согревала душу попавшим в стрессовую ситуацию читателям. И сколько таких литературных героев помогли обрести себя в трудную минуту. Что побуждает читателя к перечитыванию любимых детских книг книг в болезни, или иных потрясениях? Как ведут себя в такой ситуации взрослые читатели?
Однажды, навещая свою знакомую в больнице, столкнулась с такой ситуацией. Г. ( условно назовем её) с увлечением перечитывала М.Лобату "Орден Жёлтого дятла". Смущаясь, она, как бы в оправдание, сказала, что купила эту книгу для своих племянников. А потом "призналась", что купила книгу для себя. Хотела согреться теплом одной из любимых детских книг. И зря смущалась. Интуитивно она выбрала для себя верный для нее ориентир для самовосстановления.
Что же даёт перечитывание детских книг и сказок взрослыми читателями в стрессовой ситуации? Каждый может дать несколько ответов. А в целом, если обобщить, это как очищение души. Библиотерапевтический эффект, как правило, почти всегда отсрочен по времени. С перечитыванием любимых детских книжек ситуация иная; большинство читателей подсознательно сбрасывают свое собственное напряжение от возникших проблем, обретают эмоциональную гармонию, вдруг начинают видеть ускользнувшие пути решения сложных вопросов. И психологических, и читательских. А каковы потребности перечитывания любимых детских книжек, мотивы и установки, интересы и цели? Что получили в результате? На эти и другие вопросы можно и нужно ответить себе, закрыв выбранную книгу.
В библиотерапии важно учитывать два взаимосвязанных аспекта: проблема читательская и проблема психологическая ( или медицинская).
Задайте себе вопросы? Или Вашему читателю, которого Вы консультируете. в стрессовой ситуации. Несколько ориентиров для первого этапа.
Во сколько лет научился самостоятельно читать? Кто наиболее сильно повлиял на формирование читательского опыта: семья, детские дошкольные учреждения, школа, лицей, техникум, вуз, библиотека, ближайшее окружение, случайные знакомые? Как относились к чтению в
семьях родителей? А в своей собственной? Случайный или целенаправленный выбор книг? Каков уровень эмпатийности по отношению к чтению? Чтение как ценность.... Какой я читатель: эмоциональный или рациональный , высокопродуктивный или низкопродуктивный, поверхностный, нерациональный или стандартный? Какова продуктивность чтения в разные периоды жизненного и читательского пути? Какие ключевые события жизни, в особенности эмоционально сильно повлиявшие, обусловили изменения в чтении позитивные или негативные? Что утратил или приобрел как читатель? Что хотелось бы изменить?
Или конкретные запросы. Например: Л. Как быть , когда сильную реакцию вызывают запахи, даже от любимых книг и это трагедия для читателя. Или О. Читаю поверхностно и это мешает продвижению по службе. Н. В родительской семье ценили книгу и чтение, была собственная неплохая библиотека, особенно по искусству. В своей семье муж устраивал скандал, если видел у меня в руках книгу, считая чтение пустой тратой времени.
К сожалению, как раз на читательские проблемы меньше всего обращали внимание специалисты по библиотерапии. Решение чисто читательских проблем мягко подводит к решению психологических.
Еще один случай из практики. Что дает обучение тому, "как читать". Студент 1 курса технического вуза А. обратился с просьбой научить его продуктивно читать учебную литературу. Три месяца работы по освоению технологии акме-чтения ( динамического чтения по авторской технологии В.А.и С.М.Бородиных) позволили не только преодолеть барьеры в чтении, но попутно, барьеры общения и неудачи в личной жизни. Полученный навык продуктивного чтения позволил А. преодолеть проблемы общения и почувствовать себя уверенно во многих сферах жизни. Кстати, как раз на самом первом этапе А. не только написал свою читательскую автобиографию ( это очень важный ориентир для решения библиотерапевтических проблем), но перечитал свои любимые детские книги.
Еще один прием. Вспомнить, что читают любимые литературные герои в стрессовых ситуациях. Приведем несколько фрагментов, как это описывали разные читатели.
Герой романа Р.Сабатини «Одиссея капитана Блада» капитан Блад в ситуациях начала восстания Монмута и после ссоры с любимой девушкой Арабеллой неоднократно обращался к своему любимому автору Горацию. Остро переживая свое рабское положение, он вспоминал строчки английского поэта-лирика Ричарда Ловласа.
Главный герой романа У.Коллинза «Лунный камень» Беттеридж читал только одну книгу на протяжении нескольких лет в любых сложных и стрессовых ситуациях – книгу Д Дефо «Робинзон Крузо».Эта книга служила для него источником мудрости, объяснением всего происходящего и средством успокоения.
«Я не суеверен; я прочел множество книг за свою жизнь; я, можно сказать, ученый в своем роде. Хотя мне минуло семьдесят, память у меня крепкая и ноги тоже. Таким образом, мое мнение - отнюдь не мнение невежды, я считаю, что книги, подобной «Робинзону Крузо», никогда не было и не будет написано. Много лет обращался я к этой книге – обыкновенно в минуты, когда покуривал трубку, - и она была мне верным другом и советчиком во всех трудностях этой земной юдоли. В дурном ли я расположении духа – иду к «Робинзону Крузо». В былые времена, когда жена чересчур надоест мне, и по сей час, когда чересчур приналягу на стаканчик, - опять к «Робинзону Крузо». Я истрепал шесть новеньких «Робинзонов Крузо» на своем веку. В последний день своего рождения миледи подарила мне седьмой экземпляр. Тогда я по этому поводу хлебнул лишнего, и «Робинзон Крузо» опять привел меня в порядок.»
"Одни из моих любимых героев – это персонажи В.Крапивина. Это дети, чистые и невинные. В цикле «Острова и капитаны» герои читают Жюль Верна. Книги о старинных кораблях, книги о путешествиях". А что предпочтете Вы?
Рисунки Н.Баевой с разрешения автора. Иллюстрации взяты из открытых интернет-источников.