📰 ЦБ вслед за Минэком улучшил макроэкономический прогноз, сообщают «Ведомости». Регулятор теперь ждет роста ВВП на 0,5–2%, хотя еще в феврале он ожидал спада. Верхняя оценка диапазона даже позитивнее, чем у Минэкономразвития — там прогнозируют рост ВВП на конец года на 1,2%. Помощник президента Максим Орешкин оценил рост экономики в 2023 году в 1–2%. Инфляцию Банк России тоже ждет ниже, чем полагал в феврале, — на уровне 4,5–6,5% против 5–7%. Минэк прогнозирует рост цен на уровне 5,3%. Улучшение прогноза ВВП Центробанком связано с тем, что экономическая активность растет быстрее ожиданий регулятора. Это отражает как увеличение внутреннего спроса, так и продолжающиеся процессы адаптации российской экономики, пояснила председатель Банка России Эльвира Набиуллина в ходе пресс-конференции. ЦБ прогнозирует, что к концу следующего года темпы роста экономики вернутся к уровням конца 2021 года в 0,5–2,5%, а в 2025-м — в 1,5–2,5%.
📰 Объем наличных в обращении увеличился до рекордных 16,7 трлн по итогам I квартала и только за февраль — март рост составил более полутриллиона рублей, сообщают «Известия». Показатель традиционно повысился в декабре и упал в январе, однако затем вопреки сезонности начал быстро повышаться. Количество денег на руках к январю традиционно увеличивалось в преддверии новогодних и рождественских праздников, объяснил вице-президент Ассоциации банков России (АБР) Алексей Войлуков. Он добавил: кредитные организации всегда брали больше наличных в кассы и банкоматы, а после окончания каникул торговые центры сдавали деньги в банки, затем средства возвращались в ЦБ. Предновогодний скачок спроса обычно был заметен, так как не происходило значительного роста объема живых денег в течение года. Однако сейчас ситуация изменилась: только с июля 2022 года по апрель 2023-го количество наличных увеличилось на 20%. При таком общем повышении декабрьский всплеск оказался почти незаметен.
📰 Банки, принадлежащие маркетплейсам, показали по итогам 2022 года убытки, обращает внимание «Коммерсант». Согласно отчетности по МСФО за 2022 год, убыток Яндекс-Банка составил 607,9 млн рублей, Озон-Банка — 196,3 млн рублей, Вайлдберриз-Банка — 8,9 млн рублей. Операционные расходы этих банков за прошедший год выросли в несколько раз. Яндекс-Банк увеличил их в пять раз, до 1,4 млрд рублей, Озон-Банк — в 1,3 раза, до 284,7 млн рублей, Вайлдберриз-Банк — в 1,4 раза, до 136,5 млн рублей. Маркетплейсы, впрочем, проблем в таких результатах своих банков не видят и связывают их с тем, что кредитные организации находятся на стадии активного развития и требуют инвестиций. Кроме того, банки не являются отдельными бизнесами, они должны повышать маржинальность и прибыльность всей экосистемы маркетплейса.
📰 Рубль перестал укрепляться в налоговый период — это связано со снижением профицита счета текущих операций валюты и восстановлении импорта, объясняют опрошенные Forbes эксперты. Традиционно эффект от налогового периода для российской валюты был небольшим, однако после февраля 2022 года этот фактор стал заметным. На рынке уменьшилось количество участников торгов, из-за чего во время налогового периода стал формироваться навес предложения валюты, что вело к укреплению рубля. Однако в последние месяцы ситуация изменилась. В отрезке налогового периода российская валюта не падала, но и не укреплялась. «Тот факт, что налоговый период перестал оказывать сильное влияние на рубль — это возврат к нормальности», — отмечает исследователь научно-учебной лаборатории макроструктурного моделирования экономики России НИУ ВШЭ Григорий Жирнов. Исторически статистическая значимость влияния налогового периода на динамику валютного курса была небольшой, добавляет он.