Благая весть для всех частных школ: Госдума рассматривает создание площадки для взаимодействия с негосударственным образованием. Инициативу предложила Ассоциация негосударственного образования на совместном с Комитетом Государственной Думы по молодежной политике круглом столе «Лучшие практики работы воспитательной работы: опыт негосударственного образования».
Участниками мероприятия стали заместитель министра науки и высшего образования России Ольга Петрова, заместитель руководителя Росмолодежи Дамир Фаттахов, заместитель председателя правления Российского движения детей и молодежи «Движение первых» Соня Погосян, директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Наталья Агре, а также представители негосударственных образовательных организаций и эксперты в сфере молодежной политики.
В последние годы усилиями государственных органов и организаций воспитательная деятельность и молодежная политика вышли на качественно новый уровень, охватывая все стадии жизненной траектории детей и молодежи. В свою очередь и негосударственные образовательные организации в условиях постоянной конкуренции проектируют и успешно используют в своей деятельности новейшие воспитательные практики и технологии.
Актуальность вопросов развития воспитательной работы подчеркнула и модератор круглого стола – заместитель председателя Комитета Государственной Думы по молодежной политике Юлия Саранова.
– Молодежная политика и воспитательная деятельность является одним из самых приоритетных направлений государственной политики, – заявила она. – Уже создана необходимая нормативно-правовая база: Закон «Об образовании в Российской Федерации» официально закрепил воспитание как неотъемлемую часть образовательного процесса. Однако немаловажными являются синхронизация подходов и обмен опытом для выстраивания плодотворной совместной работы с молодежью, в том числе с негосударственным сектором образования, который играет значимую роль в образовательной отрасли России. Наш круглый стол направлен не только на обсуждение лучших практик, но и на подготовку по итогам рекомендаций в адрес органов власти и в адрес негосударственных образовательных организаций в целях обеспечения партнерства и скоординированной работы.
Синхронизация инициатив в государственном и негосударственном секторах образования уже идет. Так, в 2023 году планируется внедрить по большинству специальностей в высшей школе модуль, который составляет несколько десятков часов. В рамках него студенты реализуют социально значимые проекты, которые помогут, исходя из будущей профессии, приобрести нужные навыки и компетенции. Эта деятельность будет направлена на помощь органам власти, гражданам, некоммерческим организациям, развитию территорий и городов.
– Таких примеров много в образовании и культуре, – констатировал председатель Комитета Государственной Думы по молодежной политике Артем Метелев. – Один из них – деятельность волонтеров-медиков, которые параллельно с учебой получают практику. Мы хотели бы эту работу сделать системной, и президент нас поддержал. Надеемся, что Ассоциация негосударственного образования, негосударственные школы, колледжи и университеты также присоединятся к реализации инициативы.
Усиление взаимодействия поддерживает и Минобрнауки. Один из текущих приоритетов работы ведомства – обеспечить гармоничное развитие личности учащегося в едином образовательном пространстве страны независимо от формы собственности образовательной организации. Заместитель министра науки и высшего образования России Ольга Петрова отметила, что конечной целью такой работы является воспитание деятельного патриотизма, именно на нее направлена реализация всех разрабатываемых образовательных модулей. Одним из них должен будет стать курс «Основы российской государственности», который уже с 1 сентября будет введен для всех студентов 1‑го курса российских университетов. «Безусловно, и негосударственные образовательные учреждения, где обучаются около трети всех студентов, тоже должны быть включены в эту работу», – сказала спикер.
Сегодня для студентов государственного и негосударственного секторов образования доступны такие проекты, как «Большая перемена», «Твой ход», форумы и гранты Росмолодежи.
– Тема воспитания молодежи сегодня является приоритетной, – подчеркнул Дамир Фаттахов. – У нас широкая палитра проектов для самореализации молодых людей. Кроме того, в регионах в рамках программы комплексного развития молодежной политики «Регион для молодых» выделены средства на оборудование молодежных центров, и мы хотим создать современные и востребованные площадки притяжения для детей и студентов.
Выстраивает взаимодействие с образовательными организациями и Российское движение детей и молодежи «Движение первых»: уже открыты 12 тысяч отделений, среди которых есть ячейки и в частных учебных заведениях, об этом рассказала Соня Погосян. Планируется создание летних лагерей движения, участие в которых также будет доступно учащимся негосударственных образовательных организаций.
– Важно синхронизировать воспитательную работу и на методическом уровне, – поделилась мнением Наталья Агре. – При том многообразии практик работы с молодежью, что есть в стране, важно сформулировать универсальные постулаты, на которых основаны наши программы, чтобы инвариантный подход разделяли все педагоги. Безусловно, важно, чтобы негосударственные образовательные организации высшего образования транслировали те же смыслы. Мы, со своей стороны, готовы поддержать коллег методически.
О развитии подходов к ценностно-воспитательной работе в ходе круглого стола рассказала председатель Ассоциации негосударственного образования Любовь Духанина.
– Сегодня на государственном уровне вопросам реализации воспитательной работы уделяется беспрецедентное внимание, – сказала она. – Именно мировоззренческая устойчивость молодежи влияет на решение большинства государственных задач. За последние 20 лет несколько раз менялись цели воспитательной работы. Если мы изучим концепции до 2020 года, то увидим, что ранее фокус был на формирование конкурентной личности, в то время как сейчас ключевую роль играют такие ценности, как коллективизм, сопричастность, взаимопомощь. Менялось и законодательство: установлено понятие воспитания, пересмотрен ФГОС в части понимания воспитательного стандарта. Как результат – государственные и негосударственные школы, колледжи и университеты существуют в едином образовательном пространстве. Поэтому так важно теперь расширить синхронизацию деятельности органов власти и негосударственных образовательных организаций по реализации молодежной политики.
С предложением по расширению взаимодействия выступил директор Ассоциации негосударственного образования Роман Султанов.
– Мы готовы осуществить совместно с профильными органами власти мониторинг роста активности негосударственных образовательных организаций по внедрению практик воспитательной работы, – пообещал Султанов. – Также предлагаем Комитету Государственной Думы по молодежной политике рассмотреть вопрос создания площадки для взаимодействия с негосударственным сектором образования в части совершенствования нормативно-правовой базы и для обмена с государственными образовательными организациями лучшими практиками работы с молодежью.
Участники также ознакомились с лучшими практиками негосударственного сектора образования. Свои проекты представили Московский университет имени А.С.Грибоедова, Университет «Синергия», Международная академия информационных технологий «ИТ ХАБ», школа «Данко» и Православный центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского.
В завершение Любовь Духанина поблагодарила Комитет Государственной Думы по молодежной политике, Минобрнауки, Росмолодежь, Российское движение детей и молодежи, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования и всех участников за поддержку в проведении круглого стола.
По итогам будут подготовлены рекомендации, направленные на расширение взаимодействия между органами власти и негосударственными образовательными организациями по реализации молодежной политики и воспитательной деятельности.
Андрей НЕСТЕРОВ
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».