2 подписчика

Про комбайны, или Кубань vs. Сибирь. Шуточный рассказ.

Енисей-1200
Енисей-1200

Когда-то давно, когда началась война, из Запорожья был эвакуирован в Красноярск завод "Коммунар", туда же прибыл и сельскохозяйственный завод из подмосковных Люберец.
Отстроились-обустроились, и стали трудиться. Забавна связь между заводом "Коммунар" и Запорожцами - ведь впоследствии вернувшийся из Кр.-ска завод перепрофилировали именно на производство малолитражек. Но это позже, а пока продукцией завода стали боеприпасы и прочие военные вещи.
Но вот войну переломили, и в 1944-м году завод начал штамповать комбайны "Коммунар". Это, кстати, один из первых советских комбайнов, конструкция простая и отработанная годами. Не до жиру, и это пойдёт. Вообще, эти комбайны были копией американского комбайна Холт, адаптированной под местные реалии.

Делались они до 1958-го года. Страна вставала с колен, жить становилось лучше, и вот уже завод перешёл на выпуск принципиально нового комбайна СК-3, который прибыл в виде чертежей и оснастки с Ростсельмаша, если мне память не изменяет. Машина хорошая, производительная и вообще атас супротив прицепного "Коммунара". Красивая, к тому же. Производительность у машины была 3 килограмма обмолоченного зерна в минуту, что и отражено в названии.

СК-3
СК-3

И всё-то в ней хорошо и прельстиво, но есть и проблемы, сугубо местного характера. Не с комбайном, нет, а с ареалом его обитания в Сибири.
Жарко у нас летом как в Казахстане, холодно зимой как... как у нас, наверное. И осень бывает очень холодная и короткая, да и лето не каждый год тёплое. Зато зима не каждый год, в Южной-то Сибири.
Зерно сильно засоряется
собольком (диким просом) и лебедой, очень обильно. Посевные площади обширны - но зерна в центнерах с гектара меньше, нежели в более благодатных краях навроде Кубани. А план никто не отменял - стране нужно зерно.
И вот, после совместных с РСМовцами (Ростсельмаш) бдений, завод переводят в 1964-м году на проапгрейженный и пропатченный комбайн, СК-4. Инженеры его слегка исправили и переделали, и комбайн стал выдавать аж 4 килограмма в минуту.

СК-4
СК-4

Добились этого в основном увеличением оборотов барабана молотилки, но дальнейшее увеличение оборотов при данной конструкции привело бы лишь к порче зерна. И так-то, пока я сам с комбайнами работал, видел много битого зерна. но едем дальше.
Зато комбайн пошёл на конвеере следом за СК-3, без остановки и переоснастки, что плюс.
Но инженеры всё думали, как улучшить конструкцию?
Планы-то меняются, и всё в сторону увеличения: и количества комбайнов, и производительности каждого из них...
И придумали.
Немного расширили проходное сечение, и поставили два молотильных барабана, удлинив корпус и настроив их работу: они вращались немного медленнее, чем у СК-4, но зато вдвоём последовательно, что, во-первых, дало возможность меньше повреждать зерно, а во-вторых, лучше отсеивать примеси соболька и лебеды, не говоря уже о повышении производительности.

Однобарабанный и двухбарабанный молотильный агрегат комбайна, сравнение
Однобарабанный и двухбарабанный молотильный агрегат комбайна, сравнение

Машину немедленно (в 1969-м году) поставили на конвейер. Обозвали её СКД-5 "Сибиряк", то есть, Самоходный Комбайн Двухбарабанный, 5 кг/мин зерна.

СКД-5 Сибиряк
СКД-5 Сибиряк

Однако, осталась нерешённой поначалу одна проблема - комбайнёру было неуютно торчать на улице, вокруг-то Сибирь, а она того, непредсказуемая.
Нужна была кабина.
И кабину сделали.

Сначала натурально скворечник:

Первая итерация
Первая итерация

Потом улучшили:

Вторая итерация; такие и я зацепил.
Вторая итерация; такие и я зацепил.

Получилась замечательная машина - простая, надёжная, уютная, производительная.
Прознали на Ростсельмаше про СКД-5, и решили догнать и перегнать!
И сделали СК-5 Нива.

СК-5М "Нива"
СК-5М "Нива"

Машина замечательная - красивая, мощная, турбодизель СМД-15К весело свистит турбиной.
Только вот догнали через финты с дизелем, а не инженерную работу.
Нет, машина отличная, но она предназначена в основном для Кубани и подобных мест, где тепло, сухо и вообще, зерно чистое, а поле ровное, на Ниву можно повесить жатку широченную, если прожуёт, то справится.
И она справлялась - там, где хорошо.
А вот в Сибири, не во всей, а там, где зерно засорённое и площади гигантские - например, клетка поля шириной в 5 км, а поле длиной около двадцати км - и таких полей вокруг много, это я в таких краях живу - ей приходилось несладко.
У нас в совхозе Нивы в основном тягали жатки-косилки, такие есть. А вот убирали зерно из валков или прямым комбайнированием в основном СКД.
Также Нивы юзали на иных культурах, навроде гречихи или овса, ржи, ячменя. Пшеницу же убирали практически только СКД.

Кстати, когда на СКД поставили турбодизель СМД-15К, получился СКД-6, ибо производительность комбайна резко подросла. То есть, финт ушами от РСМ в исполнении сибиряков удался лучше. Впоследствии, на СКД массово ставились барнаульские дизеля А41, причём в атмосферном, а не турбовом, варианте. Мощности им и так хватало, а ресурс вырастал чудовищно.

А тем временем, на юге России, в Таганроге, узнали про чудо-агрегат и сказали "не ну мы так не играем!" и запилили вундервафлю под названием СК-5 "Колос", который, после допиливания, стал СК-6 "Колос", то есть, догнал сибиряка.

СК-6 "Колос"
СК-6 "Колос"

Машина тоже мощная и красивая, да и дизель у неё от трактора Т-150К, марки СМД-62 мощностью 150 могучих толстых коняжек и с возможностью добавить ещё.
Красивый ход, уважаю.
Но схема себя практически исчерпала, надо было либо ещё больше ширину рабочей зоны увеличивать, либо придумать что-то ещё, ибо предел по оборотам был давно достигнут.
И на некоторое время всё слегка застопорилось, паритет инженерных школ был достигнут.

Красноярцы, тем временем, осовременили вид машины:

СКД-6М "Сибиряк"
СКД-6М "Сибиряк"

Подобрали сопли, подстучали, подмазали, и вышла замечательная машина. Не то, чтоб гнались за чем-то, просто агрегат железно выполнял свою работу в услових, для которых был создан.

Прорыв сделал Ростсельмаш, в названии новой модели он принципиально отказался от указания пропускной способности, что является очередным кунштюком и грязным хаком; там указали массу нового комбайна, обозвав его Дон-1200, который весил аж 12 тонн, супротив едва ли не вдвое больше более лёгких соперников!
Зато пропускная способность выросла аж на полкило; 6,5 килограмма зерна в минуту!
Ну и дизайн со свистоперделками, это да:

Дон-1200. Помню ещё советскую рекламу их. Кто сказал, что в СССР рекламы не было!?
Дон-1200. Помню ещё советскую рекламу их. Кто сказал, что в СССР рекламы не было!?

Чтобы окончательно доказать всем и каждому, что они круче всех, тему слегка углУбили и расширили, сделав Дон-1500.
Машина вышла вовсе хтоническая. Зато уже успевала прожевать 10-12 кг/мин зерна. Правда, пришлось ещё больше расширить зернообрабатывающий тракт, а чтоб промослать его, поставили дизель ЯМЗ-238 от Кировца.
Речи нет, это уже большой агрегат, и даже очень.
КамАЗ рядом с ним - как игрушечка:

Дон-1500
Дон-1500

Те временем, в Таганроге не дремали, и пошли по упомянутому выше пути "придумать что-то ещё", и замутили агрегат СК-10 "Ротор" с аксиальным ротором, вместо радиальной молотилки:

СК-10 "Ротор". Большой жаль, что в сери не пошли...
СК-10 "Ротор". Большой жаль, что в сери не пошли...

То, что комбайн не пошёл в серию, уже не их вина, просто страна развалилась.

Впоследствии, ККЗ нагнули и закрыли, чтоб не выпендривался. Сейчас там дома стоят. При этом, валили его нахально, не давая работать, ведь спрос на комбайны никуда не пропадал все российские годы его работы.
Но его нагнули.
У нас вообще многое в стране так - ломаем работающие, прибыльные заводы, закрываем урановые и золотые рудники там, где урана и золота хоть жопой жуй.
В общем, квадратное катаем, круглое кантуем.

В последние года жизни, завод выпускал новую модель Енисея (они ещё в 90-х следом за Донами, стали называться Енисей-1200), с гидростатическим приводом ходовой части и некоторых агрегатов, вместо ремней, и дизелем ЯМЗ-236.
Вот не помню характеристик, но машина вышла загляденье. И убирала больше.
У нас таких было несколько:

Енисей-1200НМ
Енисей-1200НМ

Зато темку с комбайнами СКД перетащил к себе Ростсельмаш. Наигрались, правда, с техникой конкурентов быстро и прикрыли лавочку.
Что характерно, ещё в советские и первые российские времена, считалось, что время жизни комбайна всего четыре года, по крайней мере, в моих пластинах так их парк и обновлялся как, впрочем, и тракторов.
При этом, приезжали тралы из Сельхозтехники, на них загоняли в основном ДТ-75 и Т-4М, массово, и их сдавали в металлолом.
Потом те же тралы приволакивали новенькие, с иголочки трактора и комбайны. Старые же комбайны у нас не сдавали: он большой, но лёгкий, и поэтому их разукомплектовывали а пустые корпуса выпирали за территорию хозяйства на болотину.
Далее местный рукастый люд растаскивал остатки по своим нуждам; я и сам этим занимался. Вот надо мне железа дист - еду к комбайнам с зубилом и ключами, и добываю что мне надо.
А вот зато когда времена изменились - оказалось, что Енисеи-1200 запросто живут по двадцать лет!
До сих пор полно старых комбайнов у людей и организаций.
Нет давно завода, а машины ходят.

Старый Енисей-1200
Старый Енисей-1200

По слухам, сегодня они всё ещё есть и делает их завод Агромаш, но это уже совсем другая история...