Самыми известными интерьерами особняка Паскевича конечно были и остаются готический зал и готический кабинет. Интерьеры сии, откровенно говоря, немного диссонируют со всем остальным, но в полной мере отражают моду на романтичную готику, столь ценимую императорской четой Николая Павловича и Александры Федоровны. Описывать их занятие совершенно пустое. Это надо смотреть. Стилизация продуманная до мелочей. От «играющего» в зрительные иллюзии паркета,
до геральдических щитов с городскими гербами, отражавшими славный боевой путь отца-фельдмаршала.
От стилизованных дверей,
до деревянных рыцарских фигур.
Но главное чудо это конечно лепнина потолка зала и кабинета. Она задает тон всему и, как сейчас принято говорить, «формирует пространство».
Самое интересное, что рисунок этой удивительной лепнины в особняке отнюдь не оригинален. Она практически полностью повторяет рисунок лепнины императорского Коттеджа в Петергофской Александрии. Строивший Коттедж в конце 20-х годов позапрошлого столетия Адам Адамович Менелас заказал эскизы этого декора мало кому известному рисовальщику Василию Додонову и даже наверное не предполагал, что использование этих эскизов не ограничится одним проектом. Роберт Андреевич Гедике работая с Гаральдом Андреевичем Боссе над проектами великокняжеских дворцов в Петергофе вероятно этот характерный рисунок прекрасно знал во всех деталях… Думаю знаком он был и Паскевичу для которого, скорее всего, прочно ассоциировался с памятью об отце, который в Коттедже бывал неоднократно. Вообще вся эта готика весьма напоминает своеобразный мемориал в память о знаменитом родителе… Возможно в этом и был ее главный смысл…
Но как бы то ни было, и совершенно независимо от конкретных исторических деталей, именно готические залы особняка ныне являются, на мой взгляд, самым ярким образцом былого и весьма короткого отечественного увлечения романтичными стилизациями «рыцарских времен»…
P.S. Встречал предположение, что отношение к созданию готических залов в этом здании имел Андрей Иванович Штакеншнейдер, делавший проекты перестройки особняка и интерьеров еще для Потоцких. Андрей Иванович действительно много работал с «готическими стилизациями» и, более того, в 40-х он проектировал пристройки к тому самому Коттеджу… Но, как известно, большинство его «наработок», сделанных для этого особняка остались не реализованными, а то, что мы видим сегодня имеет уж больно характерные «фамильные детали» совсем других владельцев. Впрочем в жизни бывали конечно разные и еще более затейливые зигзаги…