Найти в Дзене

Новая жизнь реликвий: в Государственном музее истории религии восстанавливают экспонаты

Небольшая по размеру скульптура конца XV – начала XVI века «Святой Маврикий» потребовала достаточно масштабной работы реставраторов.

Пару слов о герое. Святой Маврикий – христианский мученик. По преданию, был предводителем Фиваидского легиона, полностью состоящего из христиан, многие из которых приняли мученическую смерть. Первое упоминание о нем встречается в рукописи VI–VII веков.

В искусстве Маврикия традиционно изображают чернокожим. Но в книге поступлений музея скульптура описывается достаточно просто: мужчина восточного типа, смуглый. Реставраторы предполагают, что лицо и глаза перекрашены в более светлый цвет уже после поступления в Государственный музей истории религии в 1959 году из Государственного Эрмитажа.

Экспонат поступил с угрозами осыпи на отдельных участках, с жесткими подвижными отщепами основы на спине. Также мастера отметили неравномерный потемневший слой лаковой пленки, поздние тонировки.

Что уже сделано? Укреплены грунт и красочный слой, сделаны расчистки на лике, кисти правой руки, плаще, головном уборе, постаменте. Реставраторы выполнили послойные удаления записи по правой стороне скульптуры на плаще, сапогах, головном уборе, на постаменте, на кисти правой руки.

Проведено пробное раскрытие на левой руке: авторский слой сохранился далеко не везде, а кисть руки представляет собой позднюю дорезку. То есть скульптуру дорабатывали несколько раз. Специалисты продолжат работы по восстановлению авторского слоя.

Еще один экспонат, над которым работают в мастерской, – полотно «Бегство в Египет» XIX века. Картина поступила из хранилища Государственного музейного фонда в Государственном Русском музее в 1933 году.

До реставрации у полотна зафиксированы слабая натяжка холста, кракелюр по всей поверхности, потертости красочного слоя и лака. По кромкам – мелкие осыпи краски и грунта и сильное поверхностное загрязнение.

В результате работ укрепили грунт и краску, убрали деформацию основы холста. Картина натянута на новый экспозиционный подрамник. Почищена лицевая сторона, изображение покрыто реставрационным лаком.

#МинкультурыРоссии #МинистерствоКультурыРФ #Реставрация

Музеи
137 тыс интересуются