Абстрактное искусство поначалу вызывало недоумение и критику публики, которая не могла понять смысл этих необычных, абстрактных композиций. Однако, со временем, абстракция стала признаваться как полноценный художественный жанр, имевший столь же важное значение, как и классическое искусство.
Среди известных художников, работавших в стиле абстракции, можно назвать таких представителей, как Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пабло Пикассо, Мондриан, Жан Арп и др. Многие из этих художников вдохновлялись различными философскими и научными концепциями, часто связанными с идеей о вселенной как организме, где все элементы являются взаимосвязанными и взаимодействующими.
Сегодня абстракция продолжает оставаться популярным направлением искусства, находя свое выражение в различных формах, от живописи и скульптуры до цифрового искусства и инсталляций.
Согласна, история и становление абстрактного искусства сложны и многогранны. Оно появилось на стыке различных культурных и философских влияний и развивалось параллельно с другими направлениями авангарда. Тем не менее, именно абстракция стала символом модернизма и повлияла на развитие многих других направлений в искусстве. Она продолжает оставаться актуальной и в нашем времени, вызывая интерес и обсуждения.
Действительно, абстрактное искусство развивалось в двух направлениях, геометрической и лирической абстракции.
- Геометрическая абстракция характеризуется использованием четких геометрических форм и простых цветовых сочетаний, что создает ощущение чистоты и порядка. Представители этого направления ставили во главу угла математические принципы и логику, стремясь к духовной гармонии.
- В свою очередь, лирическая абстракция напоминает органические формы природы, и часто использует размытые краски и пастозные слои. Она сконцентрирована на выражении эмоций и внутреннего мира художника, имеет более свободное и эмоциональное выражение. Это направление обычно связывают с французской школой Жана Дюбюффе и русским художником Василием Кандинским, чьи произведения были наполнены сильным и экспрессивным эмоциональным содержанием.
Оба направления абстрактного искусства продолжают оставаться активно развивающимися и вносят свой вклад в современное искусство.
"Если художник использует абстрактные средства выражения, это ещё не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мёртвых треугольников, будь они белыми или зелёными, чем мёртвых куриц, мёртвых лошадей и мёртвых гитар. Стать реалистическим академиком можно так же легко, как абстрактным академиком. Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом". — Василий Кандинский.
Какая идея стоит за абстрактным искусством?
Действительно, философия и эстетика абстракционизма включают в себя понимание того, что формальные качества произведения искусства не менее важны, чем его репрезентативные качества. В абстрактной живописи художник может играть с цветом, формой, линиями, текстурой, создавая новые визуальные и эмоциональные впечатления. В технике абстракции нет никакой необходимости в создании реалистической копии предмета или пейзажа. Вместо этого художник может выразить свои чувства, состояния и идеи через цвета, формы и другие формальные элементы.
Оценка ценности формальных качеств искусства происходит в рамках общей идеи о красоте как предмете, который существует вне контингентного переживания посмотревшего на него. То есть эстетический предмет возможен лишь в том случае, если он стимулирует некоторое внутренне состояние, которое предназначено для искусства в его абсолютном смысле. Абстракция как форма искусства может создавать высокоэмоциональные впечатления, участвуя в формировании собственной требовательности к эстетическому опыту.
Для того, чтобы понимать Абстрактное искусство, я предлагаю посмотреть видео