В мировой литературе существует уже сложившийся описательный стереотип персонажей, называемых эльфами. В основном, мы можем выделить два вида описания, своейственное древней литературе (мифам, легендам) и фэнтези (фантастике). В первом случае, эльфы, как правило, предстают перед нами в виде волшебных-малюток с крылышками, проказливых, но, чаще всего безобидных духов, которых, однако, вовсе не стоит обижать, так как их магия может быть обращена во вред обидевшему их человеку. Реже (совсем реже) под определение «эльфы» попадают и более «высокородные» духи, как, например, в творчестве Шекспира, спокойно приравнявшего эльфов к высокородным фейри. Фантастика же, во многом благодаря популярности творчества Профессора Толкина утвердила в массовом сознании образ эльфов как прекрасных, юноликих, благородных правителей и воителей, добавив немало антропоморфности их образу и наградив эльфов типичными (по мнению автора) чертами, присущими их народу. Последователи Толкина и многочисленные авторы, обращавшиеся к теме эльфов в своём творчестве, как правило, выбирают один из двух вариантов их описания, оставляя его без изменений, или внося небольшие авторские коррективы. В целом, можно сказать, в современном сознании читателя, образ эльфов вполне хорошо укоренён, хотя и не столько за счёт литературы, сколько за счёт кинематографии, часто прибегающей к образу эльфов в различного рода фильмах.
…И тут К. со своими эулиен… Шаблон порван. Появляется третий вид описания, третья трактовка понятия.
Безусловно, в эулиен К.Хеллен можно разглядеть черты Толкиновских эльфов, но это чисто внешнее и весьма обманчивое сходство, если вчитаться и приглядеться.
Эльфы К. (а я всё же буду настаивать на равенстве понятий эу=эльф и эулиен=эльфы в данном случае) весьма и весьма самостоятельны, и не тяготеют ни к древней мифологической, ни к новой фэнтезийной традиции. Более того, они вообще представлены не как фольклорные/волшебные/мифические, но даже скорее, как библейские персонажи, что даёт нам основу для предположения подлинной историчности, а не «фэнтезийности» всего относящегося к ним текста.
Эльфы К.Хеллен отличны от традиционных образов практически по всем пунктам, неизменными остаются лишь утверждения об их красоте и всё-таки неискоренимой склонности к прекрасному, в том числе и веселью (праздникам). Итак, если мы вознамеримся описать эу (эльфа) К., то мы получим, скорее иконописный персонаж, с соответствующим внутренним содержанием. И всё же. Давайте разберёмся, кто такие эулен=эльфы К.Хеллен.
1. Разумеется, и это очевидно, эльфы К. не являются людьми и, судя по всему, относятся даже к другому виду. Хотя, о чём свидетельствует практически полное внешнее сходство, возможно очень и очень близкому.
2. Вопреки всем научным и литературным догмам, человекоподобные создания обладают возможностью самовоспроизведения посредством партеногенеза (!!!), что, однако не исключает (!!!) и полового вида размножения. При всём этом, автор настаивает на рассмотрении партеногенеза эльфов не в научном, а в духовном ключе, поскольку девушка эу способна зачать от своего любимого, если Бог благословить Свет её возлюбленного в ней. Т.о. сам факт зачатия не возможен лишь по обоюдному желанию влюблённых, а только с участием и Воли Самого Создателя, который Сам принимает решения, когда, и более того – каким образом произойдёт соединение Света мужчины и женщины и случится чудо зачатия, зарождения новой жизни.
3. Эльфы К. физически бессмертны, что, между тем, нисколько (ну ни капельки) не мешает им честно умирать от обычных болезней, ранений, и, более того нравственных и душевных мук. В отличие от прочих авторов, К. не описывает эльфов как могучих и высоких созданий, эльфы К. невысоки, худощавы и, чаще всего, вообще на вид не представляются обладателями крепкого здоровья и большой силы. Тем не менее, они наделены простой (!!!), но явной красотой (во многом, как мне кажется, происходящей от их чистоты и простосердечия). С рождения эу=эльф растёт как и человеческое дитя, судя по отсутствию различий в описании этого процесса у К., он развивается, растёт, превращается в молодое существо. Однако на определённом этапе физическое развитие эльфа останавливается и прекращается, закрепляя за ним навечно ту его физическую и внешнюю форму, что соответствует моменту его… обретения знания (!). Именно обретение полного знания знаменует собой не только окончание обучения эльфа, его неофициальное совершеннолетие, но его окончательное утверждение в своей вечной форме. Далее, что бы ни случилось, эу останется прежним.
4. Эльфы К.Хеллен никоим образом не связаны с магией и волшебством. Они лишены каких бы то ни было суперсил и суперсовойств (кроме, собственно партеногенеза) и по своей природе никак не связаны с «иномирными» способностями. Однако (!) блестящее образование, мудрость, усердие и Божественная помощь, откликающаяся на духовный/душевный/сердечный труд, весьма часто позволяют эльфа К. совершать не только героические поступки за гранью возможного, но и творить самые настоящие чудеса. И это именно ЧУДЕСА, причём очевидно духовного толка, никак не связанные с магией, ритуалами и не всегда даже связанные с личными качествами=силами самого эльфа. Будучи высокодуховными созданиями, эльфы прекрасно чувствуют магию, сторонятся её и посильно противостоят ей, весьма часто являя большую невосприимчивость к ней, что, однако не наделяет всех эльфов невозможностью пострадать от чародейства и колдовства, особенно, если оно слишком сильно.
5. Эльфы К. обладают немного иным благородством, нежели мы привыкли сознавать. Это благородство не крови, но духа. Происхождение эулиен не возвышает их над людьми или иными формами жизни, более того, сами эльфы полагают себя низшей из ступеней в иерархии созданий Божьих. Тем не менее их благородство – это истинное благородство королей и героев, вкупе с их воспитанием и образованием, создающее образ высокородного, знатного народа.
6. Эльфы К., как бы странно это ни было – совершенно безобидны. Настолько, что в принципе не склонны к агрессии, даже в рамках самозащиты. С инстинктом самосохранения у них, как кажется, вообще генетическая беда… Но это, конечно не верное утверждение, хотя и не безосновательное. Эльфы К. Хеллен не воины и не герои. Их совершенно (от слов совсем и никогда) не интересуют слава и богатства. Им просто не ясна (искренне и полностью) их ценность (в нашем понимании). Эльфы К. абсолютно безучастны к хвале, славе и геройству ради почёта, как и к обогащению ради возвышения или достижения положения в обществе. Хуже того, эльфы К. – не способны на убийство. Причём, не важно какого оно рода – убийство человека, животного, цветка, букашки… Разумеется, особые исключения описаны в книге, однако всё же убийство человека – для эльфа невозможно ни при каких (совершенно, абсолютно, исключительно не при каких) обстоятельствах. Воинственность, вспыльчивость, гневливость и обидчивость – вообще черты характера не свойственные эльфам. Не свойственные в принципе, даже под принуждением, угрозами, пытками и т.д. Поэтому эльфы не воюют и крайне не любят оружие и, разумеется, не признают доспехов, щитов и иных средств защиты в бою. Поэтому, лучшим способом противостояния принуждения к войне/битве, как показывают истории К., эльф с лёгким сердцем скорее выберет молитву или самопожертвование, нежели нарушение собственных нравственных правил.
7. Эльфы К.Хеллен беспримерно чтут свою чистоту, как физическую, так и душевную. Сквернословие, горделивость, и нерасположение к человеку – для них немыслимы, протитвоестественны. Учитывая положенный по природе для эльфов способ самовоспроизведения не половым путём, каждый эу=эльф К. осознанно стремиться сохранить себя в чистоте. Это стремление проявляется не только в сохранении невинности, но также и в ряде исключительных правилах – запретах на оголение определённых зон тела: шеи, солнечного сплетения и, разумеется, репродуктивных органов. Насильственное нарушение чистоты эу=эльфа практически всегда приводит к его гибели, поскольку мало кто из эльфов находит в себе силы простить себе подобное отступление от правил и перенести нанесённое оскорбление Света.
8. Внешность эльфов, описываемых К.Хеллен не наделяет их острыми ушами, крыльями или иными «типичными» для эльфов атрибутами. Эулиен по К. – невысоки, худощавы, светловолосы (но не длинновласы, т.к. не носят волосы ниже плеч) и светлоглазы, обладатели тонкой и светлой кожи, высоко посаженных ушей и традиционных неисправимых кудрей. Одежда эулиен под стать их нраву – как правило лишена роскоши и особых изысков, она проста и удобна в быту, скромна и не броска. Чего, конечно, нельзя сказать о праздничных нарядах.
9. Времяпрепровождение эльфов у К. также весьма нетипично для нашего понимания. Это не войны и не безучастное сибаритство, а ежедневный, ежечасный (в общем попросту вечный) упорный труд. Причём конкретно целенаправленный – труд на благо человека. Труд по защите человека и забота о нём. Множество форм этого героического труда отображено в книге «Эйвели». Чаще всего, это непосредственная помощь в бытовых нуждах, спасение от опасности и смерти, защита, наставление или молитвенная помощь (или помощь через молитву, помощь в соследовании). После обретения знания и окончания взросления, каждый эу стремится попробовать себя на пути служения человеку, что, чаще всего, заставляет его покидать родной дом и отправлять в странствие, в котором он ищет свой путь, своё дело, которым наиболее успешно и полно может послужить человеку. Зачастую это приводит эльфа к жертвенной гибели или непосильному труду, и, тем не менее, это никого не останавливает, скорее даже наоборот… Поскольку служение человеку в любом виде – есть наивысшая ценность для любого эльфа и жертвенность в этом деле не столько приветствуется, сколько подразумевается самим примером Христа. Кроме непосредственного служения и труда, так или иначе направленного на помощь людям, эльфы склонны проводить время в праздниках, состязаниях (скорее и правильнее сказать демонстрации своих умений, нежели стяжании славы и признания) и торжествах, которые, к слову сказать, у них, как показывает книга, едва ли вообще имеют начало и конец, следуя друг за другом. По природе своей, не смотря на свой труд и обстоятельства, эльфы К.Хеллен – очень даже радостный и весёлый народ, вовсе не лишённый доброго, немного простоватого, но доброго и милого чувства юмора.
Очевидно генетически склонные к приключениям и авантюризму (не только представители рода Ирдильле, но, честнее признать, все эльфы)… также весьма и весьма охотно посвящают своё время поиску приключений и героическому выпутыванию из тех ситуаций, в которые они сами себя искренне, упорно и усердно загоняют, в попытках во что бы то ни стало спасти человека… Что, увы, не лишено осознания с их стороны, но это ещё никому не мешало проявлять всё то же усердие снова и снова…
10. Эулиен К. не происходят от какого-либо другого народа, как и не являются родополагателями других народов. Прародиной их К. называет Эйден (Ийден), что мы смело можем соотнести с нашим представлением о Рае. По словам К. и эльфов, героев книги «Эйвели», сами эулиен были «задуманы» и «названы» Создателем последними из Его творений. Финиар Эйвели был пробуждён самим Господом первым из них, наставлялся у ангелов и Самого Творца, он же пробудил (к жизни?) своих братьев и весь народ эулиен, который в дальнейшем умножился, благодаря непорочным союзам любви, там же в Эйдене. Самим Создателем в пару Финиару была дана Эин-Мари (но мы точно не знаем, была ли она эу=эльфом или нет, поскольку нигде чётко об этом не сказано) и от их союза родилось четверо детей, ставших затем родополагателями четырёх великих родов, в последствии обосновавшихся в построенном ими Светлом Доме на территории мирной земли (предположительно Ирландии), после того как часть народа эулиен=эльфов отказалась от Рая=Эйдена, ради спасения нашего мира и человека. К.Хеллен не указывает на родственность эльфов ангелам, хотя всякому, кто станет читать книгу, это сходство будет более, чем очевидно. Однако К. также связывает эльфов и со всем живым, что было сотворено, наделяя их осознанием необходимости своего услужения всему живому.
11. Традиции, правила, законы и обычаи, описанные К.Хеллен в «Эйвели» открывают нам удивительный мир этого доброго и благородного народа. Они не похожи на обычаи людей, хотя, если присмотреться, то имеют глубокий духовный и даже скорее христианский смысл. Также, эульфы К. обладают свои собственным языком, крайне образным, глубоко философским, но не похожим на те, что представлены в других книгах об эльфах.
12. Эльфы К. определённо не принадлежат «этому», т.е. нашему миру. Но и также точно не принадлежат мирам потусторонним. Их вотчина – Эйден. Был. Есть и остаётся. В нашем ли или ином мире – они совершенно чужды им и совершенно одиноки в своих стремлениях и в своей природе. Все миры, названные и не названные, остаются и представляются враждебными к эулиен, как к инородным элементам своей структуры.
13. И, наконец, стоит признать, что эльфы К. не только христиане по своему мировоззрению, но и, очевидно, по вероисповеданию. Причём их приверженность религии не менее всесердечна и крепка, чем любовь к человеку. Исходя лишь из одной оговорки К.Хеллен, можно предположить, что эльфы=эулиен скорее являются православными христианами, нежели представителями иных его направлений. И, безусловно, совершенно понятные нам священничество, монашество и мученичество – вполне естественные оставляющие их жизни и духовной традиции.
Это лишь самые яркие и явные отличия эулиен=эльфов К.Хеллен от остальных эльфов, какими мы их знаем из древних и не очень книг. И, стоит признать, эти отличия, все же в пользу первых… Ну очень в их пользу. Всё остальное в этом или любом другом мире, как можно заметить – традиционно нет…
___
данные собраны на основании книги "Эйвели"