Самое сложное в беременном состоянии – ждать. От тебя ничего не зависит. И если наши прабабушки не особо переживали по этому поводу, то современной женщине очень хочется контролировать всё – от момента зачатия до выбора ребёнком института. Но ни тут-то было! Это как в самолёте – штурвал в руках у пилота и самое время расслабиться, глядя в иллюминатор.
Ребёнок развивается внутри самостоятельно, и наше влияние минимально. Я не говорю о крайностях. От нас уже не зависит цвет его глаз, размер ноги и строение тканей. Наши гены случайным образом перемешались с генами отца. Доминантные продвинут свои признаки, рецессивные останутся без возможности проявиться. Но так хочется сделать для малыша, растущего внутри, что-то хорошее. В поисках полезных практик я наткнулась на внутриутробную педагогику.
Внутриутробная педагогика Светланы Островской включает в себя огромное количество игр и упражнений для «тех, кто сидит в пруду» - как называла одна маленькая девочка своего будущего братика. Родители на занятиях узнают, когда начинается развитие тех или других органов чувств, и главное, что с этим делать.
Но самое интересное и приятное начинается тогда, когда ребёнок начинает отвечать – как-то двигаться в ответ. Шевеления разные мамочки начинают ощущать на разном сроке.
С первым ребёнком никакими специальными методиками я не занималась, но хорошо помню те моменты, когда он там внутри реагировал на происходящее снаружи. Например, однажды неделе на восемнадцатой, я поставила ноутбук на живот. Казалось бы, ребёнок был совсем маленький, но сложилось ощущение, что, хорошенько разбежавшись, он применил приём карате, жёстко ударив ногой в компьютер.
С дочкой мы перестукивались, реально играли каждый вечер. Она выставляла кулачок, я нажимала на него, дочка изнутри перемещала кулачок, я снаружи ловила его снова. Часто я читала ей вслух что-нибудь из классики. Старалась, ожидая ребёнка, выбирать оптимистично-позитивных авторов.
Мама рассказывала, что когда была мною беременна, читала Шекспира – «Ромео и Джульетту». Потом, когда я поступала в театральный, мне предложили к третьему туру подготовить монолог Джульетты. На втором курсе я играла отрывок из этой пьесы на староанглийском «Such a vagoner as Phaeton would weep you to the west and bring in cloudy night immediately…». И по распределению меня приглашали в Красноярск тоже на роль Джульетты.
Получается, то, что мы читаем, может повлиять не только на нас, но и на ребёнка, и даже потом ярко проявляться в его жизни.
Некоторые дети, с кем занимались, пока они были в животике, помнят мелодии, которые слушали внутриутробно, стихи. Видимо, развитие и памяти, и внимания, и всех органов чувств, таким образом обостряется.
У ребёнка внутриутробно существует два вида слуха. Первый – через уши. Второй - через кожу, нервные окончания, воспринимающие на более тонком уровне. Мама ощущает, как малыш реагирует на голоса, на музыку, на свет. Дети, прошедшие через внутриутробное воспитание, по сравнению со среднестатистическими, начинают раньше «гулить», музыкальные способности и ритмичность лучше развита, координация движений.
Жена моего брата во время беременности всё время вслух разговаривала с животиком. Ей хотелось передать своему будущему ребёнку всю теплоту и нежность, всю свою любовь. Наверно, это правильно. Но мне почему-то казалось, что мой малыш меня слышит и понимает без слов – когда я просто думаю о нём.
Старшего я даже воспитывала мысленно. Например, каждый вечер перед засыпанием я думала: «Ночью надо спать. Ночью деткам положено спать вне зависимости от того, чем занимается мама». И за двадцать лет его жизни у меня не было ни одной бессонной ночи по его вине: ни на поздних сроках беременности, когда многие жалуются, что ребёнок много двигается, ни в первые месяцы его жизни, ни сейчас.
В конце прошлого века – века информационных технологий – появилось множество методик внутриутробного развития ребёнка с использованием новомодной техники – например, обучение иностранным языкам - через наушники от плеера, прикреплённые к животу. На мой взгляд, пение мамы гораздо более естественное и физиологичное воздействие на малыша. Он привыкает к родному голосу и узнает его из всех других. Пение успокаивает и маму, и младенца. Второго сына я даже рожать попробовала по специальной песенной методике. Но об этом расскажу в одной из следующих статей рубрики «Рожать – приятно!»