17 подписчиков

Откуда взялся логотип Яндекс-Такси на самом деле.

253 прочитали

Компания Яндекс-Такси была создана в 2011 году. Чуть позже появился знаменитый логотип Яндекс-Такси, который с тех пор у всех на виду. Но мало кто знает, чем вдохновились, авторы этого известного лого. Он преподносится как фирменная иконка.

В общем, всё очень просто: как это часто бывает, иконку подсмотрели на фриланс-сайте. У меня есть такая работа, которую делал в самом начале своего творческого пути в рамках конкурса для компании OPTIM TECHNOLOGOIES. Следы ведут именно туда. Работа не была выбрана клиентом и как-то забылась. Меж тем, это весьма простое, уникальное на тот момент и очень лаконичное конструктивное решение, которое и по идейному содержанию, и по графическому стилю сильно напоминает логотип Яндекс-такси. Знак представляет собой оригинальную монограмму ОТ; буква Т, вписанная в окружность считывается за счёт соседства разных цветовых полей. Легко можно предположить, что именно оттуда её и взяли. Между тем, есть официальное подтверждение моего авторства из всемирного интернет-архива, где можно легко увидеть, что работа, выставленная на сайте фри-лансерс.нэт датирована 2009м годом. Задолго до возникновения самого сервиса. Кроме того, создание нового визуального языка Яндекс-Такси произошло еще позже, о чем можно почитать, например, на Составе:

Это довольно частое явление - плагиат на труды начинающих логодизайнеров. Работники крупных корпораций и широко известных дизайн-агентств часто делают это. Во многом потому, что сами являются пользователями этих же самых интернет-ресурсов, и профессиональная среда логомэйкеров - это своего рода "Большая деревня". Все у всех на виду, в принципе. Потом, когда эти начинающие дизайнеры вырастают в более опытных и медийных специалистов, у них меньше воруют, потому что боятся огласки и судебных разбирательств, но всё равно делают это, как ни крути. (Об этом, кстати я расскажу в одной из следующих статей). Никогда не нужно недооценивать себя и стесняться простых решений. Очень часто бывает, что именно вот этот молодой запал и энергия творит довольно уникальные концепции, которыми, к сожалению, могут воспользоваться более известные авторы или корпорации. Они считают, что "какие-то там фрилнасеры" - это мелкие сошки, на которых можно не обращать внимания. "Подумаешь, что там кто-то делал для какого-то конкурса". Ничего подобного, скажу я вам! Фиксируйте свои работы всеми доступными способами, тиражируйте их больше и чаще. И не повторяйте моих ошибок: одна публикация - это, конечно же, маловато. Но всё равно лучше, чем ничего. Любое графическое произведение, созданное кем-либо и когда-либо имеет своего автора и время создания. И права на свои работы нужно отстаивать всегда, независимо от того, на каком этапе профессионального становления ты находишься. Сейчас 2023 год, 14 лет прошло с момента создания произведения и 5 лет с момента плагиата на него. В истории всё записано, и можно смело заявить, что компания пользуется моей авторской разработкой уже около шести лет. Вполне можно требовать серьёзной материальной компенсации. Или с совершенно спокойной совестью продавать эту работу для реального клиента, не боясь, что тебе скажут: "Да это же Яндекс-Такси". Не важно, что решение простое, не важно, что они скажут: а мы не видели. Или что они попытались упаковать это в некую оболочку визуального языка, расширив использование лого на носителях. Суть от этого не меняется. Любой автор в интернете имеет вес и значение. Нужно всячески развивать эту культуру и создавать юридические претенденты для авторских споров. И в чью пользу они будут решаться, время покажет. https://web.archive.org/web/20091010231455/http://www.free-lancers.net/users/scorpydesign/projects/283879/

Логотип OPTIM PECHNOLOGIES. 2009
Логотип OPTIM PECHNOLOGIES. 2009
Иконка Яндекс-Такси. 2017
Иконка Яндекс-Такси. 2017
Фирменный блок OPTIM TECHNOLOGIES.
Фирменный блок OPTIM TECHNOLOGIES.
Сравнение двух иконок.
Сравнение двух иконок.