23,8K подписчиков

Манипурская драма: будут ли извлечены уроки?

6,2K прочитали

В конце апреля резко обострилась обстановка в Манипуре – маленьком и депрессивном штате на Северо-Востоке Индии. Взбунтовалась крупнейшая в штате народность мэйтей, потребовавшая статус «зарегистрированного племени». В Индии такой статус означает, что за представителями племени резервируются государственные должности, места в учебных заведениях и привилегированные права на владение землёй и льготные кредиты. Изначально статус был придуман для того, чтобы вовлечь самые отсталые и угнетённые сообщества и общегосударственную политическую и экономическую жизнь. Различные племена, народности, низшие касты и религиозные общины Индии десятилетиями борются за получение этого статуса, часто не останавливаясь перед применением оружия.

Беспорядки в Манипуре
Беспорядки в Манипуре

В Манипуре проживает около 30 различных сообществ, сильно отличающихся друг от друга. Давно получившие искомый статус народности нага и куки – монголоиды, исповедующие христианство – живут преимущественно в горах. На равнине же преобладает смешанная в расовом отношении индуистская народность мэйтей (манипури), веками правившая Манипурским княжеством.

С 1950-х гг. нага и куки вели борьбу между собой, одновременно требуя повышения статуса у Нью-Дели (наиболее радикально настроенные группы хотели независимости). Такие же процессы происходили и в других районах Северо-Востока Индии. В 1972 г. нага и куки получили штат Манипур. В 1963 г. живущие севернее нага добились создания штата Нагаленд, в 1971 г. горные племена кхаси и гаро были выделены и отдельный штат Мегхалайя; в том же году маленький народ трипура добился создания штата под таким же названием. Дробление Северо-Восточной Индии продолжилось и позже: в 1987 г. был выделен ещё один штат – Мизорам (для племени мизо).

Надо отметить, что все эти события происходили совсем не мирно. Новые штаты появлялись после восстаний и кровавой резни, устраиваемой «аборигенами» против «чужаков».

Однако уступчивость Нью-Дели к требованиям этнических групп не привела к спокойствию. Во-первых, потому, что, уступая одной группе, власти ущемляют права другой – так, в Трипуре ставшее правящим племя трипура составляет менее ¼ населения; значит, угнетёнными чувствуют себя бенгальцы, которых 70%. Похожая ситуация и в Манипуре, где мэйтей составляют 53%, и которые теперь считают себя маргинализованными.

Во-вторых, «зарегистрированные племена» делятся на десятки групп (например, нага – на 40 «малых» племён), которые, в свою очередь, начинают требовать особых прав и привилегий. В Манипуре подргуппы народа куки - пайте, вайпхеи, пангалс и хмары – создали собственные группы боевиков. В соседнем Ассаме партизанят бодо, требуя создания штата «Бодоленд» - и есть шанс, что они своего добьются. Воюют в горах отряды, требующие освобождения племён карби, димаса, хмар, тани и других, о существовании которых несколько лет назад никто и не предполагал. Появились и религиозные экстремисты – такие, как Мусульманские объединенные тигры освобождения Ассама, требующие создания в штате и во всей Индии шариатского государства.

Повстанцы бодо - одной из маленьких этнических групп Северо-Востока Индии
Повстанцы бодо - одной из маленьких этнических групп Северо-Востока Индии

В-третьих, окрепли группы, живущие за счёт войны: боевики, и особенно их руководители, получающие выгоду от контрабанды, наркоторговли и грабежей «чужаков».

В-четвёртых, вялотекущий конфликт на Северо-Востоке поддерживают внешние противники Индии – Китай и Пакистан, подбрасывающие повстанцам оружие и деньги, а также союзники внутри Индии – в первую очередь маоистские повстанцы-наксалиты.

Последнее восстание в Манипуре – часть многолетней вялотекущей войны в Северо-Восточной Индии, которую по причинам, приведённым выше, невозможно ни выиграть, ни прекратить.

По всей видимости, причиной непрекращающейся войны на Северо-Востоке, как и многих конфликтов в других частях Индии, является нежизнеспособность политической схемы, в соответствии с которой народы и племена привыкли силой выбивать себе повышение статуса. Так, в 1966 г. из состава штата Пенджаб был выделен новый штат Харьяна: местные индуисты не желали смириться с доминированием более преуспевающих сикхов. Однако и в Пенджабе осталось множество индуистов, и в Харьяне оказалось немало сикхов, что неоднократно приводило к кровавым стычкам в обоих штатах. По сути, разделение пошло на пользу только политическим активистам и элитным группам обеих общин, но не населению. Более того: отделение от относительно процветающего Пенджаба замедлило развитие Харьяны, да и Пенджаб много потерял, лишившись значительной части территории.

Но если Харьяна всё же является самым индустриализованным штатом Индии, то судьба другого новообразования, созданного по требованиям местного населения – Джаркханда – печальна, хотя там и расположены крупнейшие в стране металлургические заводы. С 1955 г. маргинальные племена, жившие в штатах Мадхья-Прадеш и Бихар, требовали создания собственного штата. После длительной борьбы Нью-Дели согласился, и в 2000 г. появился новый штат Джаркханд. Вошедшие в его состав племена имеют мало общего между собой и исповедуют разные религии. Включенные в штат металлургические гиганты совершенно не органичны на территории, где преобладает ручное подсечно-огневое земледелие и часть населения живёт первобытнообщинным строем, и положительно воздействовать на экономику не могут. Невзирая на огромные природные ресурсы и плодородные земли, племена штата живут в нищете и непрерывных конфликтах: уровень образования очень низок, а демографический взрыв порождает перенаселённость и малоземелье. Кроме того, в регионе с 1967 г. действуют наксалиты – маоистские повстанцы, которые после создания штата только набрали силу. Беднота из племён уходит в джунгли, чтобы отомстить за обиды, наказать соседей, а также просто для того, чтобы как-то жить – в повстанческих отрядах молодым людям хотя бы гарантирован паёк. В настоящее время большая часть сельской территории штата контролируется повстанцами. Возникает вопрос: а стоило ли создавать новый штат и сулить племенам квази-независимость, если в результате население несчастливо, а перспективы развития призрачны?

Система «положительной дискриминации», призванная поднять социальный статус маргинальных и отсталых социальных групп (в Индии это касты «неприкасаемых» и племена) в какой-то период истории, очевидно, необходима. Но в Индии она существует уже больше 70 лет, и её последствия скорее деструктивны, потому, что зачастую трудно справедливо рассудить, какая община угнетена, а какая – угнетатель. В Манипуре куки и нага, подвергающиеся нападениям со стороны мэйтей, считают, что маргинализованы как раз они, а нападающие относятся к привилегированным группам. Они утверждают, что мэйтей давно доминируют в политике и экономике штата, владеют самыми лучшими землями, и предоставление им статуса «зарегистрированного племени» ещё больше упрочит их доминирование.

Пока столкновения в Манипуре привели к 65 погибшим, трём сотням раненых, 1700 сожжённым домам и десяткам тысяч беженцев. Нападающие сжигали дома и христианские церкви, угоняли скот, грабили всё, что попадалось под руку. Теперь власти штата опасаются ответных рейдов повстанцев-куки. Впрочем, это только эпизод в череде постоянного насилия в Манипуре: с середины 1950-х гг. в маленьком штате погибло не меньше 50 тысяч человек. Впрочем, убитых толком не считали…

Индийские солдаты помогают беженцам-куки покинуть зону конфликта
Индийские солдаты помогают беженцам-куки покинуть зону конфликта

Представляется, что Индии требуется переход от «позитивной дискриминации» к обеспечению реального равенства народов, племён и религиозных групп. Переход к обществу, в котором государство гарантирует равное и качественное образование и социальное обеспечение любому гражданину, невзирая на язык, цвет кожи и вероисповедание. Конечно, для этого потребуется гораздо больше усилий, чем при нынешней системе, когда учитываются и удовлетворяются претензии и амбиции только элитных групп. Но если нынешняя система сохранится ещё долго, Индию будут ждать всё новые конфликты и бесконечное дробление на всё более мелкие (и бесперспективные с социально-экономической точки зрения) штаты. Что в конце концов сделает самую населённую в мире страну неуправляемой.