Почитайте об одной из причин, о которой редко пишут и говорят.
В младших классах любые пьесы частично можно и нужно разбирать без нот. Это полезно не только для техники, но и для мышления. Когда разбираешь по нотам, конструктивное мышление не включается - играешь себе то, что в нотах написано, и всё. Даже тогда, когда учитель обращает внимания учеников на конструкции, ученики могут воспринимать эту информацию весьма пассивно. Другое дело, когда нот нет - тогда ученик просто вынужден думать, сопоставлять, понимать эти конструкции. Это очень важно!
Наступает момент, когда ученик уже немного знает ноты, умеет читать ноты, но ещё не натренировался в достаточной степени для полного нотного разбора произведения довольно сложного.
Тогда мы начинаем разучивать с показа, но, опираясь на нотную помощь. То есть ноты в данном случае помогают ориентироваться, не запутаться. Ноты выступают, как поддержка, некая карта, помогающая не заблудиться в произведении.
Здесь ещё хорошо то, что ученик начинает естественным образом ощущать пользу нотной записи – то есть она не усложняет работу, а облегчает. Это полезные нейросвязи! Покажите эти ощущения детям, пусть они посмотрят на ноты с правильной стороны – не как на нечто ужасное, а как на своего друга и помощника. Ведь по сути ноты этим и являются. Разбор без нот гораздо сложнее сам по себе, чем нотный разбор.
Попробуйте-ка разобрать без нот что-то с учеником, который уже привык всё разбирать по нотам. Он будет сопротивляться и просить ноты. Поэтому давайте пользоваться моментом, пока ещё ученик совсем плохо знает ноты! Используем это время, чтобы дать возможность поиграть без нот – потом будет поздно.
Ноты – это не хорошо и не плохо, это естественно и нормально. Любой обучающийся музыке должен научиться играть по нотам, иначе он будет совершенно беспомощен – здесь и рассуждать не о чем, это мы все знаем. Но нам стоит помнить о том, что ноты создают своего рода зависимость. Привыкнув к ним, человек уже не хочет без них обходиться. Мозг привыкает к простому, читать проще, чем думать. Почему нотный разбор так распространён в обучении по всему миру? Потому что это самый простой метод.
Он только в начале сложен, и вот тут-то мы и можем успеть поиграть без нот. Мы начинаем с пьес-упражнений и совмещаем две задачи – учимся понимать конструкции и развиваем технику. Пьесы-упражнения легко разобрать. Хотя они довольно сложны и дают серьёзные задачи для развития пианизма, но у них простые конструкции, состоящие их повторяющихся элементов. На пьесах-упражнениях легко расти технически, и вместе с тем их можно играть на зачётах вместо пьес и этюдов. Одновременно учась читать ноты по специальным учебникам, дети постепенно овладевают навыками и чтения нот, и исполнительства, но одно не мешает другому.
Затем подключается частичный нотный разбор классических пьес. Почему частичный? Да, ноты ученик уже знает, но сложные произведения ему будет трудно разбирать, а технически он уже вырос, чтобы играть что-то совсем простое. Поэтому ставим ноты и где-то разбираем по нотам, где-то с показа, опираясь на умение мыслить конструкциями.
А вы уже занимаетесь по пьесам-упражнениям? Если да, то поделитесь в комментариях своими ощущениями. Если нет, то напишите, пожалуйста, что останавливает вас в том, чтобы попробовать?
Посмотрите видео о конструктивном безнотном разборе: