Выход Nintendo Game Boy не мог не породить волну дешевых бюджетных клонов, каждый из которых достоин быть героем мема "У нас есть Game Boy дома". Приобрести сейчас такой клон в работоспособном состоянии - задача не из легких. Но свой шарм в них был, и современная эмуляция позволяет нам прикоснуться к этой малоизвестной главе истории видеоигр. История самих консолей, как правило, коротка и малоизвестна, так что в этой серии статей я буду больше фокусироваться на библиотеке их игр и том, как она воспринимается в 2023 году.
Начнем с самого известного клона - Watara Supervision.
Supervision - продукт гонконгской компании Watara, выходивший в разных странах под разными брендами. Задумка была простая: завлекаем покупателя ценой ($49.99 - почти в два раза дешевле Game Boy!), в коробку за эти деньги кладем еще наушники и батарейки, и предлагаем на старте целых 20 игр. Да еще и экран делаем крупнее, чем у Nintendo.
История сохранила три рекламных ролика Supervision из Италии. Первый из них делает робкий намек на рекламную стратегию Game Gear - паренек-изгой сидит со своим Game Boy, в то время как все тащатся от Supervision. Вот только Game Boy и Supervision внешне очень похожи, что сильно смазывает впечатление. Два других ролика просто хвастаются большим экраном, стереозвуком в наушниках и клонами известных игр.
Робкий наезд на Game Boy
Центральный процессор у Supervision по мощности примерно такой же, как и у Game Boy, но есть один нюанс, величину которого оценил бы даже Василий Иванович. Game Boy построен на упрощенной архитектуре Famicom, у него есть отдельный модуль обработки изображений (PPU) и своя видеопамять. Он умеет аппаратно управлять отрисовкой задника и спрайтов на нем. Supervision же вынуждена каждый кадр отрисовывать полностью программно. Это намного медленнее, поэтому зачастую приходится жертвовать детализацией изображения. Из-за этого игры Supervision воспринимаются так, будто Game Boy совокупился с ZX Spectrum.
Говоря об эмуляции консоли, стоит отметить две программы. Во-первых, Wataroo, написанный известным разработчиком для Atari Османом Семили в результате проигранного спора. Более универсальный, простой и красивый способ поиграть - использовать Retroarch с ядром Potator и шейдерами от Duimon. Именно так я и сделал все скриншоты к этой статье.
Для Supervision всего вышло 65 игр, в основном от тайваньских и гонконгских студий, но приложила руку и британская Bits Studios. Библиотеку можно разделить на две большие части.
Клоны известных тайтлов
Что только не скопировали ушлые азиатские и британские разработчики! Тетрис, Змейка, Breakout, Sokoban - это само собой. Но есть тут и свои ExciteBike, Battle City, Yie ar kung fu и даже клон Mappy! Большая часть этих клонов, мягко говоря, ужасные. Совсем уж про каждый писать не буду, но не мне ж одному страдать :-) Так что предупреждаю - впереди много скриншотов!
Baloon Fight - редкий пример качественного клона на Supervision. Играется не хуже оригинала.
Местный Tetris называется Block Buster. Он примечателен маленьким размером игрового поля и кошмарным управлением.
Sokoban тут переименовали в Carrier. Клон как клон, но очень тормозной.
Eagle Plan - неплохой авиасимулятор, клон After Burner. Оптимизирован очень хорошо для такого железа.
Гонки Grand Prix - совершенно стандартные для 8-битных консолей. Удивительно, но игра не тормозит. И посмотрите на эти задники!
Honey Bee - клон TwinBee, даже графику оттуда позаимствовали. Тоже на удивление неплохо играется.
Jaguar Bomber - не является клоном в привычном смысле, но совершенно безликим шутемапом. У него даже какой-то задник изобразили.
John Adventure - так тут зовут Dr Mario. Особенных отличий от геймбоевской игры не заметил.
Думали, я шутил про Yie Ar Kung-fu? Не-а! Встречайте Kung-Fu Street. Помните в первом Ведьмаке квест, где бухущий Геральт должен зарубить хищные растения? Вот тут похожие ощущения от управления.
Думали, Jaguar Bomber самый жуткий? Не угадали! В графике Magincross угадывается старик Gradius. Сильно покореженный, но все же. Эти вот штрихи - это не эффект побитого экрана, так пытались бюджетно рисовать задники.
Без Пакмана тоже не могли обойтись. В здешних реалиях это Police Bust, и мы натурально удираем от служителей закона!
Закончим этот парад уродцев местной Mappy - Witty Cat. Персонажи и предметы перерисованы, но дизайн уровней знакомый
Самостоятельные и почти самостоятельные игры
Неплохие самобытные игры на Supervision тоже есть.
Cave Wonders - бодрый roguelike со случайно сгенерированными подземельями. Присутствуют креативно нарисованные монстры, ближний бой, магия.
Delta Hero - чувствуется влияние первой "Зельды", но эту игру я бы скорее отнес к самобытным. Примечательно, что у персонажа постепенно убывает здоровье, и его надо постоянно пополнять.
Juggler - надо надувать мыльный пузырь, отбивая его головой, а потом проткнуть так, чтобы то, что из него вывалится, упало на голову противников. Еще бы управление не такое тормозное и физику отскоков поадекватнее...
Popo Team - гибрид Пакмана и Змейки. Играем за разумный насос (!), надо сожрать все точки и периодически всасываться назад, чтобы нас не покусали. Одна из трех лучших, на мой вкус, игр на Supervision
Pyramid - основана на идее "Тетриса", но фигуры не только прямоугольные. Сложно, динамично, интересно. Вторая из лучших игр Supervision.
Super Kong - да, тоже не 100% оригинальная игра. Влияние Donkey Kong 3 очень даже заметно. Надо швыряться в обезьяну предметами и уворачиваться от того, чем швыряется она. Выглядит и играется так, будто вышла на Game Boy - и задники есть, и управление отзывчивое.
На этом можно закончить знакомство с Watara Supervision. Могу еще отметить, что инди-разработчик Брендон Кобб на своем сайте собрал руководства ко всем играм Supervision. Кстати, Семили проиграл спор именно Коббу :-)
В следующей статье мы встретимся с еще более редким зверем - МегаУткой! Ну или точнее, Mega Duck.
Заходите на балкон! https://t.me/RetroGamingNaBalkone