Найти тему
13K подписчиков

Учить себя или учить других - в чем разница? Что по этому поводу думал св. Серафим Саровский?

Св. Серафим Саровский
Св. Серафим Саровский

В жизнеописании преподобного Серафима Саровского есть один любопытный эпизод на поднятую тему.

Батюшка Серафим, как известно, принимал множество посетителей. Так, один священник привел с собою к отцу Серафиму профессора, который не столько хотел слышать беседу старца, сколько принять его благословение на вступление в монашество.

Старец благословил его по обычаю священство, но насчет его желания вступить в монашество не давал никакого ответа, занявшись беседою со священником. Профессор, стоя в стороне, внимал их беседе.

Священник между тем во время разговора часто наводил речь на цель, с которою пришел к нему ученый. Но старец, намеренно уклоняясь от сего предмета, продолжал свою беседу и только раз, как бы мимоходом, заметил о профессоре: «Не нужно ли ему еще доучиться чему-нибудь?»

Священник на это решительно объяснил ему, что он знает православную веру, сам – профессор семинарии, и стал убедительнейшее просить разрешить только недоумение его насчет монашества.

Старец на это отвечал: «И я знаю, что он искусен сочинять проповеди…»

А потом добавил:

« Но учить других так же легко, как с нашего собора бросать на землю камешки, а проходить делом то, чем учишь, все равно как бы самому носить камешки на верх собора. Так вот какая разница между учением других и прохождением самому дела».

Что ж – батюшка Серафим очень наглядно представил разницу между двумя деяниями.

Хороши и вполне адекватны образы: человек, поднимающий камни наверх собора, и человек, бросающий оттуда камни.

Разумеется – второе легче.

Но за этими образами, как представляется, скрывается и более глубокий смысл.

Чтобы камни можно было сбрасывать с собора – их сначала нужно туда поднять. То есть сначала потрудиться.

А что в этом плане с учением?

Ну, чтобы научиться чему-то, надо тоже потрудиться. Процесс обдумывания и запоминания – это тоже труд.

Но достаточен ли он, если это предполагает обучение других каким-то вероучительным и нравственным принципам и правилам поведения?

Явно нет.

Да, собственно, и для обучения себя – одного процесса запоминания тоже недостаточно. Нужен и труд по практическому применению всего изученного к самому себе.

И тем более это необходимо, если в дальнейшем придется обучать этому других.

«Камни» – хороший образ. Их потому непросто поднимать наверх собора, что они обладают приличным весом.

Но таким же «весом» обладают и те вероучительные и нравственные принципы, которые человек изучает.

Их тоже необходимо «поднимать вверх», а не просто запомнить и зазубрить.

Это поднятие вверх – есть труд по практическому их применению в собственной жизни. А это не просто.

Применять в жизнь их будет нелегко, так как они обладают определенным «весом», и чем суровее и бескомпромисснее эти правила, тем они «тяжелее» и тем труднее будет с ними справиться.

Душа будет сопротивляться поднятию на себя этой «тяжести». И это сопротивление придется постоянно преодолевать.

Однако если ты справился с этой «тяжестью», если сумел в свой жизни воплотить то, что сначала просто запомнил и взял в голову, то тогда такое состояние можно сравнить с нахождением себя не вершине собора.

Все усвоенные принципы и правила лежат там наверху в виде поднятых не без труда «камешков».

И если тебе нужно будет теперь учить других, то этот процесс обучения можно будет уподобить, по словам батюшки Серафима, с бросанием этих камешков с вершины собора.

И у тебя действительно будет шанс чему-то научить своих слушателей и учеников.

А вот если нет…

Если все, чему ты учишь, лишь усвоенные только в голове понятия, правила и принципы, то процесс обучения грозил свестись к простому словесному сотрясанию воздуха.

Твои слова будут бесполезны, просто потому, что у них нет необходимого «веса». Они не были подняты на верх собора твоей души твоими собственными и порой изнурительными усилиями.

Они будут просто звенеть и звучать как пустотелые шарики, но не произведут необходимый эффект.

Вместо того, чтобы под воздействием «силы тяжести» вбиваться в другие души и оставлять на них вмятины и следы, они будут отскакивать от них без какого-либо эффекта.

А ты будешь только недоумевать: как же так? Я так старался передать другим такие важные истины и такие правильные слова!..

Только ты забыл, что твои слова должны быть «весомыми», а вес им должен придать твой собственный труд по применению их в твоей собственной жизни.

Что ж – важное поучение.

Спасибо батюшке Серафиму за преподанную мудрость.