Найти тему
Хижина дяди Ромы

Черное зеркало. Сезон 2 + «Белое рождество»

Итак, пришло время высказаться по поводу второго сезона моего любимого сериала. Вводные те же - три разные истории о технологиях. Тот же автор, Чарли Брукер, тот же канал - Channel 4. Первый сезон получился резким, ярским и острым. Удалось ли повторить (а может даже и превзойти) успех в этот раз?

Давайте посмотрим…

Я скоро вернусь (Be Right Back)

Марта теряет в автокатастрофе своего возлюбленного, Эша. В попытке ужиться с горем, девушка идет на отчаянный шаг и решает создать «цифрового клона» Эша на основе его поведения в социальных сетях…

Если «Национальный гимн» с ходу швырялся в нас шок-контентом и выбивал почву из под ног, то со вторым сезоном Брукер решил зайти с противоположного фронта. «Я скоро вернусь» — история об эмоциях и переживаниях, о чём-то крайне личном и глубоком. Эпизод легко может задеть за душу. Особенно тех, кому знакома тема утраты близких.

Сюжет ярко показывает разницу между «социальным образом» и действительностью и приходит к выводу о том, что как бы ни была точна копия, это лишь суррогат, и боль от потери любимых все равно придется пережить лично (примерно та же тема, кстати, лежит в основе сериала «Дом с прислугой» (The Servant) М. Найта Шьямалана).

К сожалению, пресловутое «подавление неверия» лично для меня здесь впервые дало сбой. Технология, описанная в эпизоде (а точнее ее финальная форма) выглядит слишком продвинутой для сеттинга, практически идентичного нашей с вами современности. И речь здесь не про цифрового клона (это-то как раз представить легко), а про создание реалистичных андроидов. Если принять это за условность и согласиться, что провернуть такое реально, то возникает другой вопрос — почему это не является массовым товаром (героиня удивляется самой такой возможности)? Ежели производство все-таки поставлено на поток, то откуда у героини на это деньги? Вряд ли таки андроиды продаются за бесценок, а эпизод с самого начала подбрасывает намеки на то, что героиня лишилась работы.

Можно сказать, что всё это — лишь условности, и суть не в этом, но с этим я могу согласиться лишь отчасти. Всё-таки, «Черное зеркало» в первую очередь про технологии, и если они слишком уж нереалистичны, то сериал из технотриллера и научной фантастики превращается в фэнтези, в котором возможно всё. А если «возможно всё», то и параллели с нашим, довольно ограниченным, миром проводить всё сложнее. А значит, и пугалки, и сатира работают уже гораздо слабее.

Хотя, если честно, эта моя тирада скорее относится к тому, что будет в сериале позже. Эпизода «Я скоро вернусь» это касается не так сильно. Так что, если вы готовы закрыть глаза на довольно заметные условности, то получите отлично сыгранную (в который раз) драму, вполне способную «зацепить».

В итоге, «Я скоро вернусь» — это не так ошеломительно, как «Национальный гимн», не так жутко, как «15 миллионов заслуг» и не так надрывно, как «История всей твоей жизни». Тем не менее, через этот эпизод «Черное зеркало» раскрывается с новой, драматичной, стороны. А пугающие технотриллерные нотки, присущие сериалы, звучат здесь только где-то на заднем фоне, подобно басс-гитаре. Но всё-таки звучат.

-2

Белый медведь (White Bear)

Некая женщина приходит в себя в спальне и осознает, что не помнит ни кто она такая, ни как она здесь оказалась. Выбравшись из дома, она замечает, что целые толпы молчаливых людей снимают ее на телефон. Вскоре на улице появляется мужчина в балаклаве, вооруженный дробовиком. Пытаясь спастись, женщина встречает девушку по имени Джемма, которая раскрывает ей жуткую правду — неизвестный сигнал, передающийся через интернет и телевидение, превратил большую часть населения Земли в бездумных зрителей, зомбированных своими гаджетами…

Прежде всего, хочу извиниться. Вам наверняка уже надоели постоянные упоминания «Национального гимна», но я ничего не могу с этим поделать. Я не только считаю «Гимн» одной из лучших серий, но и флагманом одного из поджанров всего сериала — этакого «социального хоррора», действие которого разворачивается либо в нашей современной реальности, либо в мире, максимально к ней приближенной.

Так вот… «Белый медведь» — это «Национальный гимн» второго сезона. Жуткий и пугающе-холодный цепляет с первых секунд, и чувство «что тут вообще происходит» не отпустит до самого конца. Традиционный для «гимноподобных» эпизодов шокирующий финальный твист здесь тоже на месте, а сцена после титров делает весь сюжет еще циничнее и злее. В общем, больше ни скажу ни слова, а то уже рискую испортить вам впечатление.

-3

Момент Валдо (The Waldo Moment)

Джейми Солтер — неудачливый комик, чьим единственным успехом является анимационный персонаж по имени Валдо. Этот синий медвежонок-грубиян веде собственное шоу, где постоянно подкалывает знаменитых гостей каверзными вопросами и едкими комментариями.

Однажды продюсер шоу в шутку предлагает выдвинуть Валдо в качестве кандидата на выборы. И так начинается политическая карьера синего медведя…

Если этот сюжет кажется вам странным в контексте этого сериала, то не стоит удивляться. Пожалуй, «Момент Валдо» — это «один из наименее чернозеркальных эпизодов» (цитата с сайта Den of Geek). С одной стороны, технологический след тут заметен, ведь Валдо — лишь образ, созданный телевизионщиками. С другой же, «Момент…» — это больше про политику, а не про технологии. Замените нарисованного медведя на любого «мясного» экстравагантного политика, и эпизод практически никак не изменится. Да, в серии есть и вторая идея о том, как образ процветает, пока актер, за ним стоящий, тонет в безвестности, но эта сюжетная линия весьма побочна и почти не раскрывается.

По итогу, «Момент Валдо» — это просто политическая сатира. Да, возможно, неплохая. Да, можно похвалить авторов за «прозорливость», ведь аж через четыре года после выхода, в 2017 году, все вдруг вспомнили Валдо после победы Дональда Трампа на выборах президента США. Но, как мне кажется, здесь создатели дали маху — эпизод не говорит ничего нового или смелого. Всё здесь происходит именно так, как вы себе представляете, прочитав синопсис.

И в любом случае, это не «Черное зеркало».

И будто бы понимая это, «Момент Валдо» пытается шокировать нас в сцене после титров, но это лишь еще сильнее портит довольно слабый эпизод. Чарли Брукер явно перегибает в попытках удивить, и сводит на нет весь присущий этой серии реализм.

И да, «Национальный гимн» (куда же без него) тоже был вроде как про политику. Но как-то тоньше и остроумней…

Что же можно сказать о втором сезоне?

Вам могло показаться, что я разочарован. «Я скоро вернусь» я оценил средне, а «Момент Валдо» весьма конкретно поругал. Но на самом деле, всё не совсем так. Просто эти два эпизода не для меня. Это не то, чего я ждал от «Черного зеркала». Но сами по себе это весьма крепкие истории (кроме, возможно, «Момента Валдо», но я просто не особо фанатею от сугубо политической сатиры). А вот «Белый медведь» — попадание на все сто. И да, «мои вкусы довольно специфичны» (с). Тем не менее, второй сезон я ценю хотя бы за разнообразие. Каждый эпизод рассказывает о чём-то своем и всё еще пытается удивить, пусть и не всегда удачно.

Тем не менее, не хотелось бы заканчивать этот текст на какой-то разочарованной ноте. Так что не лишним будет рассказать и про специальный рождественский выпуск,

-4

Белое рождество (White Christmas)

Двое мужчин вот уже несколько лет работают вместе на отдаленной станции посреди снежной пустыни. Одним рождественским утром они, наконец, решают пообщаться по душам и поделиться тайнами своего прошлого…

«Белое рождество» — это не совсем эпизод (хронометраж тут выше, чем у любой предыдущей серии), но и не фильм. Это, скорее, «сезон в миниатюре». За 74 минуты нам расскажут три истории, обрамленные общим сюжетом. И знаете что? Если вы не хотите смотреть весь сериал, то обратите внимание хотя бы на «Рождество». В нем воплотилось всё лучшее, что было (и, спойлер, будет) в сериале. Отличная актерская игра, напряженные и драматичные сюжеты, а также целый фейерверк неожиданных поворотов. Здесь вы найдете и хоррор, и технотриллер, и семейную драму, и детектив. В общем, «Белое рождество» — это как изысканная сырная тарелка или большой и вкусный суши-сет.

А что же по технологиям? О, здесь всё в полном порядке. Я даже возьму на себя смелость заявить, что в этом плане «Белое рождество» — самый жуткий эпизод из всех. Не страшный (здесь нас не пытаются именно напугать), но именно жуткий. Да, можно сказать, что идеи здесь выкручены и преувеличены, но всё это создает ощущение реалистичной и оттого еще более пугающей технологической антиутопии.

Кроме того, «Рождество» пестрит отсылками на предыдущие эпизоды «Черного зеркало», и подмечать их очень приятно.

В общем, я расхвалил вам «Белое рождество», толком ничего о нём не сказав. Да. Но мне просто не хочется никоим образом портить вам впечатления и спойлерить сюжет. Но если вы ищете от «Черного зеркала» того же, что и я — жесткой и жуткой сатиры с антиутопичными нотками, то «Белое рождество» как раз для вас.

На сим закончился не только второй сезон, но и эпоха классического «Черного зеркала». Третий сезон вышел только в 2016 году. Причем не на канале Channel 4, а уже на Netflix. Что из этого вышло? Я скоро расскажу…