Pro космос

Космос — это не прогулка: бывший пресс-секретарь Байконура поведал о том, как снимали «Вызов»

Спустя неделю после широкого релиза фильма «Вызов» Pro Космос взял интервью у Игоря Ходаковского, бывшего пресс-секретаря космодрома Байконур. В том числе благодаря его стараниям был организован съёмочный процесс на режимном объекте. Это история о стойкости, сотнях тонн оборудования, диких лисицах Байконура и прочих деталях съёмок фильма.

— Юлию Пересильд и Клима Шипенко успели подготовить за четыре месяца. Это рекорд для российской космонавтики. Были ли у них какие-то послабления, особое отношение?

— Несмотря на то, что подготовка «киноэкипажа» была сокращена по сравнению с обычной подготовкой космических туристов или экипажей кратковременного посещения, все мероприятия в ЦПК и на Байконуре были стандартными. И тренировки с кораблём, и стандартные церемонии перед космическим полётом — поднятие флагов стран-участников полёта, посадка деревьев на аллее космонавтов, обсервация и т. д. Готовили их по-настоящему — космос ошибок не прощает.

— Сложно было снимать фильм на Байконуре?

Нам для съемок фильма было необходимо много сделать: установить камеры, проложить коммуникации, организовать работу, чтобы не мешать «стартовикам» и много другого. Кроме этого, на космодроме нужно было смонтировать студии для трансляций и передач «Вечерний Ургант», «Доброе Утро», которые также проводились во время подготовки и запуска «киноэкипажа».

-2

У меня, например, уже был подобный опыт во время съёмок фильма «Проксима» с Евой Грин. Но тогда на Байконуре снимали совсем немного. Едущий автобус, сцену около ракеты и ещё несколько эпизодов. Нас тогда попросили, чтобы около автобуса бежал табун лошадей по степи — по всем окрестностям собирали лошадок.

-3

А вот для «Вызова» сцена с местной фауной была уже масштабнее — мы с коллегами собрали 60 верблюдов. Отсняли — как-никак, символ города. Даже в нашем музее есть несколько картин с ними.

-4

— В фильме, даже судя по трейлеру, множество кадров старта «Союза» с космонавтами. Роскосмос таких ракурсов в своих трансляциях не показывал. Пришлось везде пустить летать дронов?

— Беспилотные летательные аппараты на космодроме запрещены, кстати. Мы работали с камерами, установленными в самых разнообразных местах. Например, для съёмки самого старта пришлось согласовывать новые уникальные точки под стартовый комплекс площадки 31. Именно оттуда должна была стартовать пилотируемая ракета-носитель «Союз-2.1а» с «киноэкипажем». По всей стартовой площадке мы установили десятки камер, их установку нам пришлось технически согласовывать с предприятиями Роскосмоса. Мы установили 16 больших камер, запаковав их в защищенные боксы, каждый из которых весил около 50 килограммов. Также мы «раскидали» множество портативных телекамер высокого разрешения, тоже в защите, но уже не такой серьёзной.

-5

Камеры ставили и на колонны обслуживания, и на осветительных мачтах, и в лифте для подъёма космонавтов, и снизу, под двигателями ракеты — просто везде! Многие из них имели поворотные механизмы, чтобы оператор, сидя в бункере, мог ими «рулить». Для создания красивых моментов даже пожертвовали несколькими камерами, установив их в те места, куда точно будет бить пламя из двигателей. Для того, чтобы все это работало, мы проложили более 4 километров оптоволокна по всему стартовому комплексу.

— Говорят, что в фильме почти нет сцен из павильонов — всё сняли сплошной натурой, что на Земле, что в космосе?

Главной задачей режиссёра, как мне показалось, была запись максимального количества натуральных сцен. Миссия такая у фильма — показать зрителю как это всё происходит на самом деле. Я видел фильм и могу сказать, что треть картины — это настоящие съёмки в космосе. Ещё треть — съёмки на режимных объектах Роскосмоса (ЦПК, ЦУП, Байконур и т. д., прим. ред.).

-6

Осенью 2022 года, через год после старта съёмочная группа вернулась на космодром в период пусковой кампанией «Союза МС-21», чтобы снять сцены, связанные с подготовкой героев на космодроме. Там как раз время года и ракета-носитель совпали.

— А в чём заключалась ваша роль?

Моей же главной задачей вместе с коллегами из Роскосмоса было увязать всё это вместе. Я тогда ещё занимал должность пресс-секретаря космодрома Байконур — многое пришлось решать на месте. Можно сказать, стал кинопродюсером на космодроме во время съёмок «Вызова».

Во период пусковой кампании по старту «киноэкипажа» на Байконур приехали больше 400 человек из съёмочных групп фильма, различных телеканалов и медиаресурсов. Надо было построить площадки, организовать питание, где-то поселить людей и т. д. Мы тогда построили на Байконуре, считай, новый объект — мини-город! Только фур с оборудованием из Москвы приехало более 10 штук.

— А нештатные ситуации были во время съёмок?

Были и курьёзы. На каждой из площадок на Байконуре живёт по лисице — традиция такая. Эти лисицы приучены к тому, куда можно ходить, куда нельзя и т. д. Но, кроме ручных, там же ещё и дикие живут. Вот одна такая однажды перегрызла кабели, по которым шёл видеосигнал — пришлось срочно чинить и тянуть его заново. Видимо, углядела лисичка новый, вкусно пахнущий проводок, да и решила им закусить.

-7

— Пока «киноэкипаж» именно готовился к полёту, а не снимал различные сцены, актрисы не закатывали сцен? Режиссёр не кидался реквизитом?

Несмотря на то, что они творческие люди, командир-то у них — это профессиональный космонавт Антон Шкаплеров. Своим примером и руководством он показал, что в космос — это не на курорт слетать. В космосе нет места расхлябанности. У каждого члена экипажа была реальная задача на период полёта в корабле до МКС.

-8
-9

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Хочу сказать одно — все те люди, которые причастны к этому проекту — съёмочная команда, актёры, Первый канал, студия Yellow, Black and White, команда Роскосмоса и предприятий отрасли («Главкосмос», ЦПК, РКК «Энергия», ЦНИИмаш, ЦЭНКИ, космодром Байконур), съёмочная команда «Роскосмос Медиа» и все другие организации — все огромные молодцы. Спустя годы мы все с гордостью будем говорить, что приложили руку к съёмкам первого в мире фильма в настоящем космосе.

-10

Pro Космос благодарит АНО «Роскосмос Медиа» за помощь в подготовке интервью и Екатерину и Олега Блиновых за предоставление фотографий из ЦПК.