Найти тему
Сквозь призму лет

Об истории Приамурья, личностях, топонимах. Короткие заметки.

На заре освоения Восточной Сибири, включая нынешнюю территорию Забайкалья, всю эту территорию называли Даурией. Для освоения даурских земель царскими указами направлялись отряды служилых людей, то есть людей, обученных хоть сколько-нибудь воинской дисциплине и воинскому искусству, из числа городовых стрельцов и потомственных казаков, чьи предки служили еще при Ермаке, а они сами составляли костяк сибирского казачества. Россия в то время была малолюдна. Естественно, сил, направляемых в Даурию по царскому указу, было недостаточно для налаживания связи с местным, туземным населением, обложения его ясаком, что в то время соответствовало обращению в русское подданство, с одновременным строительством городов и острогов на землях Сибирских, да началом освоения Амура.

Для пополнения отрядов приказных казаков, представитель которых из известных – Онуфрий Степанов, на службу приглашались охотники или охочие люди, то есть люди, изъявившие желание, проявившие охоту. В большей мере это были посадские и дворцовые крестьяне, прибранные к ратной службе и участию в военных походах. Обычно ратная служба охочих людей осуществлялась без жалования. В основном служили «за добычу», захваченную в походе, к которой причислялись: скот, лошади, коровы, рухлядь и прочее добро, которое именовалось еще как «борошень» синоним слову барахло. Плюс за бой казаку платилась полтина, за одного убитого противника или получение самому увечья или раны в бою – рубль. Состав казачьих отрядов из был невыгоден казне. Оплата службы подразумевала постоянные стычки с туземцами ради наживы, по этой причине «охочих» людей старались привлекать к несению службы реже. Однако, были и исключения, когда в охочие шли, как сейчас принято говорить, из чувства патриотизма. Были и в те времена люди, кто верой и правдой служил царю и Отечеству. В охочие люди шли также люди «промышленные», то есть, занимающиеся торговлей. Туземцы язык торговли понимали быстрее, чем язык войн.

В Ленинском районе ЕАО есть село Квашнино – бывшая станица Михайло-Семеновского станичного округа. Названа была в честь реального казака Ивана Елфимовича Квашнина, охочего амурского человека. Квашнин промышленный человек. Ведя торговые дела на Амуре до прихода Хабарова, он упреждал инородцев о приближении отрядов Хабарова, о котором шли слухи, что дауров могут побить, ограбить, взять в плен. Приходил ли Квашнин с тунгусами с реки Амазар с торговой целью и сколь длителен был его путь по Амуру, неизвестно, но спускаясь до устья Сунгари, Хабаров встречал опустевшие улусы.

Пребывание на Амуре Ивана Елфимовича Квашнина четко отражено в Челобитной и послужном списке казаков, пришедших на Амур в 1653 году, где говорится, что «в 7161 году (летосчисление от сотворения мира в звездном храме) в третий день апреля на Великую реку Амур приезжал дворянин Дмитрей ИвАнов сын Зиновьев и им оставлены охочие амурские служивые люди, служившие на Великой реке Амуре и по иным сторонним разным рекам на боях в походах прежних годов, перед приездом енисейского сына боярского Петрушки Бекетова». Что сидели эти люди «в Усть-Комарском острожке в осаде от богдойских воинских людей и от иных с разных земель собранных, и было их амурских охочих служивых всего 28 человек, и бились они с богдойским войском явственно», и «приказной человек Онофрей Степанов бился явственно», и «Ивашко Елфимов Квашнин бился явственно».

Биться явственно – это выражение требовалось для подтверждения личного участия в бое, и конечно было своеобразной характеристикой воинского духа казака.

Иногда возникает вопрос, в честь какого из Квашниных была названа станица, ведь был в XVII веке в Сибири еще один Иван Квашнин? Да был. Но он был воеводой-наместником. Такие воеводы не ходили в походы, участия в битвах не принимали, если не было угрозы собственной воеводской округе. Станица Квашнина была названа в честь Ивана Елфимовича Квашнина – охочего амурского человека. После сожжения Комарского острога Иван Квашнин остался в отряде Онуфрия Степанова, ушел с ним в Албазин. В 1658 г. он принимал участие в бою ниже устья Сунгари, в котором погиб Степанов, Квашнин остался жив. По некоторым документам прослеживается, что в том же бою погиб и Петр Бекетов. Возможно, именно поэтому две станицы ниже устья Сунгари названы Степановой и Петровой. Первая по фамилии приказного казака Онуфрия Степанова, а вторая по имени служилого человека сына боярского Петра Бекетова.

В объяснение, что станица Петрова названа в честь святого Петра, я не верю, так как святой Петр — это больше к католикам, а первыми заселяли на Амур казаков христианской православной веры, и версия о том, что Петровская (Петрова) станица была названа по именам первопоселенцев, не имеет под собой основы. И Степанова, и Петрова станицы образованы в 1858 году. Наличие в соседях станицы Головиной, в честь Федора Алексеевича Головина - сибирского наместника, одного из опекунов, а в дальнейшем и сподвижников царя Петра I, подписавшим Нерчинский договор, тоже указывает на важность присвоения названий казачьим поселениям именами людей: Степанова, Бекетова, Головина, охваченных одними и теми же событиями в одном и том же периоде времени. Ответ на вопрос, почему станица не по фамилии Петра Бекетова прост: потому что на Верхнем Амуре уже была устроена станица Бекетова.

Надо объективно признать, что и в настоящем времени в ЕАО есть жители с фамилией Бекетовы. Не исключено, что они имеют если не прямое родство с семьей Петра Бекетова, то опосредованное, называемое свойственным родством, чего не скажешь о представителях фамилии Степановых, чья фамилия имеет в основе образования мужское имя - Степан, и даже Стефан. Фамилия Квашнин у моих современников мне ни разу не встретилась ни в Амурской области, ни в ЕАО.

К слову: Комарский острог - наименование трансформировалось во времени и стало Кумарским, упоминается в обеих интерпретациях. Бывший Комарский острог, станица Кумара и Кумарский станичный казачий округ это территория нынешнего Шимановского района Амурской области.