На заре освоения Восточной Сибири, включая нынешнюю территорию Забайкалья, всю эту территорию называли Даурией. Для освоения даурских земель царскими указами направлялись отряды служилых людей, то есть людей, обученных хоть сколько-нибудь воинской дисциплине и воинскому искусству, из числа городовых стрельцов и потомственных казаков, чьи предки служили еще при Ермаке, а они сами составляли костяк сибирского казачества. Россия в то время была малолюдна. Естественно, сил, направляемых в Даурию по царскому указу, было недостаточно для налаживания связи с местным, туземным населением, обложения его ясаком, что в то время соответствовало обращению в русское подданство, с одновременным строительством городов и острогов на землях Сибирских, да началом освоения Амура.
Для пополнения отрядов приказных казаков, представитель которых из известных – Онуфрий Степанов, на службу приглашались охотники или охочие люди, то есть люди, изъявившие желание, проявившие охоту. В большей мере это были посадские и дворцовые крестьяне, прибранные к ратной службе и участию в военных походах. Обычно ратная служба охочих людей осуществлялась без жалования. В основном служили «за добычу», захваченную в походе, к которой причислялись: скот, лошади, коровы, рухлядь и прочее добро, которое именовалось еще как «борошень» синоним слову барахло. Плюс за бой казаку платилась полтина, за одного убитого противника или получение самому увечья или раны в бою – рубль. Состав казачьих отрядов из был невыгоден казне. Оплата службы подразумевала постоянные стычки с туземцами ради наживы, по этой причине «охочих» людей старались привлекать к несению службы реже. Однако, были и исключения, когда в охочие шли, как сейчас принято говорить, из чувства патриотизма. Были и в те времена люди, кто верой и правдой служил царю и Отечеству. В охочие люди шли также люди «промышленные», то есть, занимающиеся торговлей. Туземцы язык торговли понимали быстрее, чем язык войн.
В Ленинском районе ЕАО есть село Квашнино – бывшая станица Михайло-Семеновского станичного округа. Названа была в честь реального казака Ивана Елфимовича Квашнина, охочего амурского человека. Квашнин промышленный человек. Ведя торговые дела на Амуре до прихода Хабарова, он упреждал инородцев о приближении отрядов Хабарова, о котором шли слухи, что дауров могут побить, ограбить, взять в плен. Приходил ли Квашнин с тунгусами с реки Амазар с торговой целью и сколь длителен был его путь по Амуру, неизвестно, но спускаясь до устья Сунгари, Хабаров встречал опустевшие улусы.
Пребывание на Амуре Ивана Елфимовича Квашнина четко отражено в Челобитной и послужном списке казаков, пришедших на Амур в 1653 году, где говорится, что «в 7161 году (летосчисление от сотворения мира в звездном храме) в третий день апреля на Великую реку Амур приезжал дворянин Дмитрей ИвАнов сын Зиновьев и им оставлены охочие амурские служивые люди, служившие на Великой реке Амуре и по иным сторонним разным рекам на боях в походах прежних годов, перед приездом енисейского сына боярского Петрушки Бекетова». Что сидели эти люди «в Усть-Комарском острожке в осаде от богдойских воинских людей и от иных с разных земель собранных, и было их амурских охочих служивых всего 28 человек, и бились они с богдойским войском явственно», и «приказной человек Онофрей Степанов бился явственно», и «Ивашко Елфимов Квашнин бился явственно».
Биться явственно – это выражение требовалось для подтверждения личного участия в бое, и конечно было своеобразной характеристикой воинского духа казака.
Иногда возникает вопрос, в честь какого из Квашниных была названа станица, ведь был в XVII веке в Сибири еще один Иван Квашнин? Да был. Но он был воеводой-наместником. Такие воеводы не ходили в походы, участия в битвах не принимали, если не было угрозы собственной воеводской округе. Станица Квашнина была названа в честь Ивана Елфимовича Квашнина – охочего амурского человека. После сожжения Комарского острога Иван Квашнин остался в отряде Онуфрия Степанова, ушел с ним в Албазин. В 1658 г. он принимал участие в бою ниже устья Сунгари, в котором погиб Степанов, Квашнин остался жив. По некоторым документам прослеживается, что в том же бою погиб и Петр Бекетов. Возможно, именно поэтому две станицы ниже устья Сунгари названы Степановой и Петровой. Первая по фамилии приказного казака Онуфрия Степанова, а вторая по имени служилого человека сына боярского Петра Бекетова.
В объяснение, что станица Петрова названа в честь святого Петра, я не верю, так как святой Петр — это больше к католикам, а первыми заселяли на Амур казаков христианской православной веры, и версия о том, что Петровская (Петрова) станица была названа по именам первопоселенцев, не имеет под собой основы. И Степанова, и Петрова станицы образованы в 1858 году. Наличие в соседях станицы Головиной, в честь Федора Алексеевича Головина - сибирского наместника, одного из опекунов, а в дальнейшем и сподвижников царя Петра I, подписавшим Нерчинский договор, тоже указывает на важность присвоения названий казачьим поселениям именами людей: Степанова, Бекетова, Головина, охваченных одними и теми же событиями в одном и том же периоде времени. Ответ на вопрос, почему станица не по фамилии Петра Бекетова прост: потому что на Верхнем Амуре уже была устроена станица Бекетова.
Надо объективно признать, что и в настоящем времени в ЕАО есть жители с фамилией Бекетовы. Не исключено, что они имеют если не прямое родство с семьей Петра Бекетова, то опосредованное, называемое свойственным родством, чего не скажешь о представителях фамилии Степановых, чья фамилия имеет в основе образования мужское имя - Степан, и даже Стефан. Фамилия Квашнин у моих современников мне ни разу не встретилась ни в Амурской области, ни в ЕАО.
К слову: Комарский острог - наименование трансформировалось во времени и стало Кумарским, упоминается в обеих интерпретациях. Бывший Комарский острог, станица Кумара и Кумарский станичный казачий округ это территория нынешнего Шимановского района Амурской области.