15,3K подписчиков

Супергерой, который не носит плащ: как тестировщик сервисов спасает деньги и репутацию компании

Тестирование — важная часть создания продукта, которая помогает избежать критических ошибок в работе сервиса. Тестировщики не просто выявляют баги, они улучшают опыт пользователя и уменьшают риски провала при запуске или обновлении ПО.

В этой статье разберёмся, какие задачи решает тестировщик в команде и как его работа помогает экономить компании значительные суммы — порой даже миллиардные. Рассказываем про три невероятно дорогие ошибки, которых можно было избежать, если в команде был бы хороший тестировщик.

Если же вы сразу хотите посмотреть, чем занимается тестировщик и попробовать выполнить его задачи, оставляем для вас ссылку на бесплатный курс :)

Тестирование — важная часть создания продукта, которая помогает избежать критических ошибок в работе сервиса.

В чём суть работы тестировщика

Тестировщик — это специалист, который проверяет, всё ли работает в ПО так, как нужно. Он обращает внимание на каждую деталь. Его задача — убедиться, что в приложениях нет сбоев, все кнопки нажимаются, а формы отправляются.

Специалист проверяет все возможные (и невозможные тоже) сценарии поведения при работе с ПО, выполняет тест-кейсы, потом делает об этом отчёты и отправляет разработчику или аналитику. После исправления багов он возвращается к продукту и смотрит, возникают ошибки или нет.

Специалист работает в связке с командой разработки. Вместе они двигаются итерациями — и так релиз за релизом до момента, пока не будет выпущено качественное приложение. Разработчики и сами могут тестировать, но со временем их взгляд может замылиться — и так они могут пропустить важный баг, который приведёт к неприятным последствиям.

К чему ведут ошибки в ПО

Баги несут много разных проблем кроме плохой функциональности. Это, например, финансовые потери компании. Самый простой пример — пользователь хотел сделать заказ, но не получилось и он ушёл. Сюда же можно отнести и ущерб репутации — рекламный баннер обещал бесплатную подписку на месяц, а у человека списались деньги. Он будет считать, что его обманули, и доверие к сервису будет подорвано.

Чтобы этого не допустить, тестировщик выявляет ошибки на ранних стадиях, когда доработка кода ещё не требует больших затрат времени и ресурсов. Это помогает компании уменьшить риск возможных потерь и повысить качество продукта.

Иногда баги приводят к разрушительным последствиям для компаний — они теряют миллионы, в них разочаровываются пользователи, а некоторые приходят к банкротству. Вот три примера, когда ошибки в ПО стоили дорого.

Взлом криптовалютной биржи Mt. Gox

Mt. Gox — одна из первых мировых бирж, которая работала с биткоином. В 2014 году мошенники использовали уязвимость в ПО, что привело к потере 350 млн долларов. Атаку можно было предотвратить, если бы на раннем этапе было проведено качественное тестирование тестирования системы. После того как у биржи украли более 750 000 биткоинов, она обанкротилась.

Ошибка в ПО Boeing

В 2019 году авиакомпания Boeing столкнулась с серьёзными проблемами из-за ошибок в программном обеспечении, которые привели к катастрофе двух авиалайнеров 737 MAX. Компания обновила автопилотный софт, который в итоге только мешал пилотам управлять самолётом. Стоимость исправления багов ПО и выплаты компенсаций пострадавшим составила около 18,7 миллиарда долларов.

Карты от Apple: начало

В 2012 году Apple начали разрабатывать собственные карты для iOS и решили, что задачу можно решить быстрее и намного экономичнее конкурентов. В результате на картах Apple многие привычные локации отсутствовали на своих местах, даже главный вокзал Новой Зеландии оказался в океане. Доверие пользователей к картам Apple было подорвано.

Этих ошибок могло не случиться, если бы тестирование было проведено грамотно — проверка помогла бы исключить возможность серьёзных угроз для компаний.

Как ещё тестировщик помогает бизнесу

Кроме экономии средств и ухода от репутационных рисков тестировщик может помочь бизнесу и в другом ключе. Перечислим ещё несколько важных аспектов, где пригодится опыт специалиста.

  1. Удержание клиентов. Если при первом касании пользователь найдёт ошибки, он вряд ли вернётся. Тестирование помогает избежать неприятного первого впечатления, ведь специалист проходит этот сценарий несколько раз перед запуском продукта.
  2. Доработка новых функций. Тестировщик глубоко погружен в продукт, он знает, что ещё можно внедрить, чтобы улучшить пользовательский опыт и избежать багов.
  3. Экономия ресурсов на разработку. Как мы уже говорили, недостатки на ранних стадиях устранить намного дешевле, чем после выпуска ПО. Тестировщик проверит программу и составит отчёт, а разработчики успеют все исправить до релиза.
  4. Сокращение простоев в работе приложения. Если в ПО нет критичных багов, оно будет работать стабильно — команде разработки не нужно будет останавливать работу, чтобы исправить очередной дефект. Это помогает экономить огромные бюджеты.
  5. Наращивание конкурентного преимущества. Продукт будут выбирать пользователи, если всё работает так, как было задумано. Частые сбои, наоборот, заставят их уйти к конкурентам.

Так один специалист помогает компании экономить миллионы на вовремя замеченных ошибках и не терять своих пользователей. Стать таким важным звеном в команде достаточно просто — не нужно даже образование в области IT и технический бэкграунд. Приходите на курс «Тестировщик: быстрый старт в IT» от Нетологии, чтобы узнать, подходит ли вам это направление, и попробовать решить реальные задачи тестировщика.

Тестировать может каждый. До встречи на лекциях!