Тестирование — важная часть создания продукта, которая помогает избежать критических ошибок в работе сервиса. Тестировщики не просто выявляют баги, они улучшают опыт пользователя и уменьшают риски провала при запуске или обновлении ПО.
В этой статье разберёмся, какие задачи решает тестировщик в команде и как его работа помогает экономить компании значительные суммы — порой даже миллиардные. Рассказываем про три невероятно дорогие ошибки, которых можно было избежать, если в команде был бы хороший тестировщик.
Если же вы сразу хотите посмотреть, чем занимается тестировщик и попробовать выполнить его задачи, оставляем для вас ссылку на бесплатный курс :)
В чём суть работы тестировщика
Тестировщик — это специалист, который проверяет, всё ли работает в ПО так, как нужно. Он обращает внимание на каждую деталь. Его задача — убедиться, что в приложениях нет сбоев, все кнопки нажимаются, а формы отправляются.
Специалист проверяет все возможные (и невозможные тоже) сценарии поведения при работе с ПО, выполняет тест-кейсы, потом делает об этом отчёты и отправляет разработчику или аналитику. После исправления багов он возвращается к продукту и смотрит, возникают ошибки или нет.
Специалист работает в связке с командой разработки. Вместе они двигаются итерациями — и так релиз за релизом до момента, пока не будет выпущено качественное приложение. Разработчики и сами могут тестировать, но со временем их взгляд может замылиться — и так они могут пропустить важный баг, который приведёт к неприятным последствиям.
К чему ведут ошибки в ПО
Баги несут много разных проблем кроме плохой функциональности. Это, например, финансовые потери компании. Самый простой пример — пользователь хотел сделать заказ, но не получилось и он ушёл. Сюда же можно отнести и ущерб репутации — рекламный баннер обещал бесплатную подписку на месяц, а у человека списались деньги. Он будет считать, что его обманули, и доверие к сервису будет подорвано.
Чтобы этого не допустить, тестировщик выявляет ошибки на ранних стадиях, когда доработка кода ещё не требует больших затрат времени и ресурсов. Это помогает компании уменьшить риск возможных потерь и повысить качество продукта.
Иногда баги приводят к разрушительным последствиям для компаний — они теряют миллионы, в них разочаровываются пользователи, а некоторые приходят к банкротству. Вот три примера, когда ошибки в ПО стоили дорого.
Взлом криптовалютной биржи Mt. Gox
Mt. Gox — одна из первых мировых бирж, которая работала с биткоином. В 2014 году мошенники использовали уязвимость в ПО, что привело к потере 350 млн долларов. Атаку можно было предотвратить, если бы на раннем этапе было проведено качественное тестирование тестирования системы. После того как у биржи украли более 750 000 биткоинов, она обанкротилась.
Ошибка в ПО Boeing
В 2019 году авиакомпания Boeing столкнулась с серьёзными проблемами из-за ошибок в программном обеспечении, которые привели к катастрофе двух авиалайнеров 737 MAX. Компания обновила автопилотный софт, который в итоге только мешал пилотам управлять самолётом. Стоимость исправления багов ПО и выплаты компенсаций пострадавшим составила около 18,7 миллиарда долларов.
Карты от Apple: начало
В 2012 году Apple начали разрабатывать собственные карты для iOS и решили, что задачу можно решить быстрее и намного экономичнее конкурентов. В результате на картах Apple многие привычные локации отсутствовали на своих местах, даже главный вокзал Новой Зеландии оказался в океане. Доверие пользователей к картам Apple было подорвано.
Этих ошибок могло не случиться, если бы тестирование было проведено грамотно — проверка помогла бы исключить возможность серьёзных угроз для компаний.
Как ещё тестировщик помогает бизнесу
Кроме экономии средств и ухода от репутационных рисков тестировщик может помочь бизнесу и в другом ключе. Перечислим ещё несколько важных аспектов, где пригодится опыт специалиста.
- Удержание клиентов. Если при первом касании пользователь найдёт ошибки, он вряд ли вернётся. Тестирование помогает избежать неприятного первого впечатления, ведь специалист проходит этот сценарий несколько раз перед запуском продукта.
- Доработка новых функций. Тестировщик глубоко погружен в продукт, он знает, что ещё можно внедрить, чтобы улучшить пользовательский опыт и избежать багов.
- Экономия ресурсов на разработку. Как мы уже говорили, недостатки на ранних стадиях устранить намного дешевле, чем после выпуска ПО. Тестировщик проверит программу и составит отчёт, а разработчики успеют все исправить до релиза.
- Сокращение простоев в работе приложения. Если в ПО нет критичных багов, оно будет работать стабильно — команде разработки не нужно будет останавливать работу, чтобы исправить очередной дефект. Это помогает экономить огромные бюджеты.
- Наращивание конкурентного преимущества. Продукт будут выбирать пользователи, если всё работает так, как было задумано. Частые сбои, наоборот, заставят их уйти к конкурентам.
Так один специалист помогает компании экономить миллионы на вовремя замеченных ошибках и не терять своих пользователей. Стать таким важным звеном в команде достаточно просто — не нужно даже образование в области IT и технический бэкграунд. Приходите на курс «Тестировщик: быстрый старт в IT» от Нетологии, чтобы узнать, подходит ли вам это направление, и попробовать решить реальные задачи тестировщика.
Тестировать может каждый. До встречи на лекциях!