Победители премии «Добрая Казань» представили свои проекты Мэру города Ильсуру Метшину. Сегодня в формате круглого стола состоялась финальное обсуждение проектов, которые в течение месяца разрабатывали педагоги в области инклюзивного образования. По итогам презентации в коворкинге «Добрая Казань» Ильсур Метшин поручил составить дорожные карты для каждого проекта, чтобы идеи преподавателей смогли воплотиться в жизнь.
Премию «Добрая Казань» вручали в городе впервые в начале апреля. На ее соискание подали заявки 76 специалистов, среди них жюри отобрали победителей и призеров в пяти возрастных треках. Лучшие команды получили возможность встретиться с Мэром. «Я хочу каждого из вас поздравить с этой важной работой. Вы большие молодцы. Одно дело трудиться – это всегда было уважаемо, но то направление, которое выбрали вы, говорит о вашем большом добром сердце. Его хватает не только на себя и близких, но и на всех, кто нуждается в помощи. Это не простая дорога. Я рад, что на ней вы и мы не одни», – обратился И.Метшин к победителям премии.
Участники конкурса работали над своими проектами в ходе специально организованного для них образовательного заезда. В частности, пригласили наставников из Москвы, Краснодара, Новосибирска и Уфы. «Важно, что мы растем в географии, появляются новые люди, которые занимаются вопросами инклюзии. Эту сферу с недавних пор мы определили как одну из основных, приоритетных в развитии города. Я помню начало нашей работы, когда 25% крыш текли, выходило из строя 2 тысячи лифтов в течение 5 лет. Сейчас мы поднимаем вопросы инклюзии, это говорит о том, что мы выросли вместе с вами до того уровня, чтобы не только заниматься городским хозяйством. Мы выросли духовно», – отметил И.Метшин.
Первой свой проект представила педагог-психолог детского сада №379 Василя Хасанзянова. Она рассказала о проекте для детей в возрасте от 1 года до 3 лет «Растем и развиваемся вместе». Планируется, что в трех садах города откроют кабинеты, где будут регулярно проходить занятия с детьми с нарушениями развития. К этому процессу подключат и родителей. В результате – около 30 детей овладеют социальными, речевыми и игровыми навыками, это позволит прийти им в детский сад подготовленными. Родители, в свою очередь, узнают, на что лучше обратить внимание при обучении своего ребенка.
Ильсур Метшин поинтересовался, какая помощь требуется для реализации проекта. По словам В.Хасанзяновой, нужны средства для обучения специалистов и оснащения кабинетов. Градоначальник инициативу поддержал и поручил обсудить все детали совместно с Финансовым управлением Исполкома, после чего снова представить проект ему.
Во втором треке – «Проекты для детей от 3 до 7 лет» – победила команда учителя-дефектолога детского сада №165 Виктории Семеновой. Она рассказала Мэру о проекте «Равный – равному». «На сегодня в детских садах Казани открыты 655 групп компенсирующей направленности, но дети в них взаимодействуют только друг с другом, не общаются с нормотипичными сверстниками. Из-за изоляции у ребят низкий уровень развития навыков», – поделилась она с главой города. Для решения этой проблемы предлагается создать условия для совместного обучения в детских садах нормотипичных детей и ребят с нарушениями развития. По проекту В.Семеновой порядка 28 детей смогут пройти путь полноценной социализации, что даст им шанс в дальнейшем обучаться в общеобразовательных школах, а 30 педагогов научатся работать в подобных группах.
Для реализации второго проекта также требуется финансовая помощь. «Мы готовы оплатить обучение не 30, а 300 специалистов. Прошу Управление образования и глав районных администраций определить точное количество сотрудников, которые желают обучиться», – поручил градоначальник.
Далее со своим проектом «Я знаю, я смогу» для детей от 7 до 14 лет выступила учитель-дефектолог школы №156 Вера Занько. Ее работа посвящена обучению родителей детей с расстройством аутистического спектра навыкам работы с поведением. В.Занько предлагает отобрать целевую группу – 130 родителей, после теории и практики по результатам теста из их числа отберут 20 человек для дальнейшей работы. Наиболее активные семьи получат консультацию поведенческого аналитика, который составит программу для работы с ребенком на дому. Для реализации проекта требуется оплатить работу специалистов. «Все, что мы обсуждаем, должно быть, прежде всего, по желанию. Проект должен быть эволюционным, таким как школьные ярмарки, когда начинали с одной школы и выросли до целого города», – подчеркнул Мэр, также поддержав инициативу учительницы.
В четвертом треке – «Проекты для детей от 14 до 18 лет» – лучшим признан проект «Раскрытие» учительницы лицея №78 Зухры Тумакаевой. «Подростки с ментальными нарушениями часто не готовы к полноценной жизни. Для решения проблемы предлагается проводить занятия по четырем векторам (творчество, сервисы и услуги, типография, IT), полученные на уроках знания могут потом воплотиться в профессию», – объяснила она. Для реализации проекта необходимо обучить сотрудников, которые будут заниматься с детьми. Ильсур Метшин одобрил идею и поинтересовался, есть ли те специалисты, которые смогут провести обучение. По словам З.Тумакаевой, такая команда в городе имеется.
Серия презентаций завершилась проектом для людей от 18 лет «Эш вакыты!». Его цель – трудоустроить молодых людей с ментальной инвалидностью. Предлагается обучать ребят по 4-м направлениям: типография, клининг, кулинария и растениеводство. После прохождения обучения молодые люди в сопровождении педагогов и тьюторов смогут участвовать в стажировках и работать. Заключительный этап проекта предполагает трудоустройство минимум 8 человек, по необходимости их на рабочих местах будут сопровождать специалисты, рассказала педагог-дефектолог гимназии №180 Алсу Заббарова. «Надеюсь, что «Добрая Казань» будет прирастать такими проектами, мы будем их поддерживать. Они помогают детям с ментальными нарушениями, а сегодня мы обсуждаем не только детей, но и совершеннолетних. Давайте реализуем эти проекты. Для меня важно, чтобы они не остались пилотными, а переросли в системную работу под сводами крыши нашей «Доброй Казани», – отметил И.Метшин.
«Мы ознакомились с проектами, я обязательно их поддержу. Верю, что с этих проектов по каждому направлению получится системная работа, чтобы родители и дети не были одни в этой дороге. Я помню слова родителей особенных детей, когда остаются один на один с проблемами, кажется, что жизнь остановилась. Но благодаря неравнодушным людям они находят поддержку, возможность жить и быть счастливыми. Вот, что важно», – сказал глава города. «Я прошу систематизировать проекты, отразить их на бумагу с расчетами. Еще раз говорю, мы хотим, чтобы это все это было не только инициативами, а превратилось в большую системную работу в сфере инклюзии», – заключил Мэр.