Дитя Серебряного века, Лидия Зиновьева-Аннибал (1866--1907) принадлежала к знатному роду сербских князей и воинственной фамилии Ганнибалов, была вакханкой греческого бога Дионисия, литературной музой, писательницей, женой известного философа-символиста Вячеслава Иванова и матерью троих детей. Ее брат состоял наставником при цесаревиче Александре III, и Лидию воспитывали как будущую придворную даму. А получилась «социалистка», проповедовавшая идею свободной любви, «которая одна способна преодолеть глобальное человеческое одиночество». Идей она понахваталась от мужей.
Первый муж – университетский преподаватель истории Константин Шварсалон, поощрял бунтарский дух Лиды, чтобы подружиться с девушкой. Родители наняли его для строптивой дочери в качестве частного учителя. Из петербургской гимназии Лиду выгнали. В германской школе диаконис девушка получила прозвище «Русский черт» за то, что изводила пасторов и смущала умы одногруппниц непослушанием. Оттуда ее тоже отправили домой. Пришлось уповать на домашнее образование, но и оно закончилось преждевременным замужеством. Для Лиды, перепутавшей гормональные бури с революционными и которую «никто не понимал», Шварсалон оказался единственным взрослым другом. Его рассуждения о несправедливости мира идеально совпадали с мировоззрением юной девушки. Лида объявила родителям, что выходит за учителя замуж. Жених по возрасту годился в папы, но как будущий профессор вполне отвечал родительским амбициям. Лида шла замуж за «социалиста», а Шварсалон, получив доступ к большим деньгам, решил, что мир уже достаточно справедлив, о чем следовало немедленно сообщить хорошеньким женщинам.
Можно только удивляться идейной зашоренности Лиды, которая догадалась об изменах не раньше, чем родила троих детей. Схватила в охапку малолетних сыновей и дочь и отправилась страдать в Европу.
Во Флоренции она познакомилась с поэтом и теоретиком русского символизма Вячеславом Ивановым. Но мир по-прежнему оставался несправедлив: Иванов был несимволически женат и питал «нежную привязанность» к жене Дарье и сыну Сашеньке. Лида ему тоже нравилась, да так сильно, что он признался супруге в раздирающих его чувствах и предложил переждать «демоническое наваждение». Дарья сделала встречное предложение – развестись.
Иванов и Лида обвенчались в греческой церквушке только спустя четыре года. Все это время первый муж Лиды не давал развод и грозился отобрать детей. Пара скиталась по Европе, благо средства позволяли, а детьми занималась гувернантка где-то в Швейцарии. Лида послушалась совета Иванова сменить революционные идеи на занятия пением и литературой. В свою очередь поэт, вдохновленный дамой сердца, закончил большую научную работу и получил приглашение в Берлинский университет. К алтарю они пришли довольные друг другом и решили окончательно поселиться в Петербурге вместе с детьми Лиды.
Она нашла квартирку с башенкой, в честь которой был назван литературный семейный салон – «Башня». Тут-то Лидии и пришлось испытать чувство ревности, отнюдь не профессиональной. Формально салон считался мужским, здесь читали свои произведения Бердяев, Луначарский, Розанов, Булгаков, Гумилев, велись долгие споры на поэтические, философские, религиозно-мистические темы. Вечера носили название «дионисийских» (В. Иванов был неравнодушен к эллинской культуре, особенно к веселому богу Дионису, символизировавшему плодородие, вино, экстаз и заодно смерть). Из «приличных женщин» туда допускалась только Лида.
Продолжение здесь⤵️
Подпишись на наш канал и читай:
Лариса Максимко (с) "Лилит"