Найти тему
Блог жизненных историй WellWel

Фиктивный брак, участие в финансовой пирамиде и великие открытия Cофьи Ковалевской

Оглавление

Cофья Ковалевская была одним из величайших математиков в истории, а в 1874 году она стала первой европейской женщиной, получившей докторскую степень в этой области. Во времена, когда женщинам многое не позволяли, ей удалось сделать головокружительную карьеру в университете. И все благодаря... обоям в детской.

При чем тут обои? — спросите вы.

Все просто. Семья Софьи приобрела имение в Полибине под Санкт-Петербургом. Перед переездом весь дом был отремонтирован, однако обоев было закуплено недостаточно и в детской пришлось использовать страницы из старого учебника по дифференциальному и интегральному исчислению русского математика Остроградского.

В своей автобиографии «Воспоминания о детстве» София писала, что она провела много часов, разглядывая стены и пытаясь понять значение покрывающих их таинственных символов. Она быстро выучила «узоры» наизусть, но позже призналась: «Когда учила, я их совсем не понимала».

Отцом Софьи был Василий Корвин-Круковский, генерал артиллерии императорской русской армии, а матерью — Елизавета (урожденная Шуберт), происходившая из семьи, занимавшей высокое положение в русской аристократии.

С самого раннего детства девочка была самоучкой. В то время было модно откладывать начало обучения детей чтению, но малолетняя Софья так хотела выучить буквы, что в конце концов приобрела этот навык самостоятельно.

Как писал математик и почетный профессор Уорикского университета Ян Стюарт:
«С ранних лет маленькая Софа, как ласково называли ее домашние, испытывала жгучую потребность разбираться во всем, что ее интересовало. И родители давали ей такую возможность.»

В конце концов, с небольшой помощью учителей, малышка смогла понять арифметику, а затем и математический анализ.

Позже она работала над дифференциальными уравнениями, механикой и дифракцией света в кристаллах. И хотя опубликовала всего 10 статей, Софье удалось сделать головокружительную научную карьеру.

Выдающийся математик Марк Кац писал о ней как о «первой великой леди математики». Однако не обошлось без препятствий…

Фиктивный брак

Математический талант Софьи заметил ее сосед Николай Тыртов, профессор физики Петербургской Военно-морской академии. Он настоятельно уговаривал отца отпустить дочь в колледж. Однако Софья едва не упустила свое призвание.

В те времена русским женщинам не разрешалось учиться в университетах страны, но разрешалось выезжать на учебу за границу при наличии письменного согласия отца или мужа. И Софья решила устроить фиктивный брак с Владимиром Ковалевским, молодым студентом-палеонтологом.

Софья и Владимир
Софья и Владимир

Однако отец девушки затею не одобрил и предложил отложить свадьбу. Но Софья была неумолима. Однажды, в разгар какого-то домашнего торжества, будущая звезда математики незаметно выскользнула из дома, оставив записку, в которой говорилось, что она ушла на квартиру Владимира без сопровождения и останется там до тех пор, пока не одобрят ее свадьбу.

Вольно или невольно Круковский дал ей свое благословение дочери. Софья и Владимир поженились в 1868 году. Через год молодая пара переехала из Петербурга сначала в Вену, а затем в Гейдельберг.

Там Ковалевская получила условное разрешение на участие в лекциях таких знаменитостей науки, как Лео Кенигсбергер, Поль Дюбуа-Реймон, Густав Кирхгоф, Герман Гельмгольц и Вильгельм Бунзен.

Фиктивный брак перерос в настоящую любовь

Так случилось, что отношения с Ковалевским, которые Софья изначально планировала быстро разорвать, превратились в настоящую любовь — по крайней мере со стороны Владимира. Молодой человек был в восторге от жены и ее окружения и не собирался разводиться даже когда стало понятно, что их характеры совершенно несовместимы. Пара постоянно ссорилась, но оставалась вместе, к счастью или сожалению. Как оказалось, в основном все же к сожалению.

Взлеты и падения

В Гейдельберге, а затем в Берлине Ковалевская добилась дальнейших профессиональных успехов — публиковала статьи, разрабатывала теорию уравнений в частных производных.

В 1874 году Ковалевская получила докторскую степень по математике, став первой женщиной-докторантом математики со времен Марии Аньези в эпоху итальянского Возрождения. Теперь она была дипломированным математиком.

Вот только немецкое ученое звание оказалось бесполезным в России, куда Ковалевские вернулись в том же году.

Супруги не нашли ни одного предложения о работе в высших учебных заведениях. Немецкое образование Софьи не имело никакого значения: ей нужен был русский язык. Но как женщину, ее не допустили к письменному экзамену.

Проблемы с трудоустройством возникли не только у Софьи, но и у Владимира. Два молодых, умных человека перебивались редкими заработками и были фактически безработными.

В 1878 году у пары родилась дочь, которую также назвали Софьей. Беременность Ковалевская переносила тяжело, а после родов страдала от депрессии. Да и вся жизнь четы ученых была в то время нелегкой. Тем не менее, в семье царило взаимоуважение и забота друг о друге.

Софья с дочкой
Софья с дочкой

В конце концов, устав от безденежья, Владимир решил заняться бизнесом и уговорил Софью вложить 30 000 рублей, доставшихся ей от умершего в 1875 году отца, в финансовую пирамиду.

Удивительно, почему столь выдающийся математик, как Ковалевская не остановила мужа от провальной идеи.

Через несколько лет финансы Владимира, никудышного бизнесмена, из плохих превратились в катастрофические, имущество пары было продано с аукциона, чтобы покрыть часть долга.

Осознавая возможность судебного преследования за свою роль в финансовых махинациях, в 1883 году Владимир покончил жизнь самоубийством. Ему было 40 лет.
Это стало для Софьи тяжелым ударом.

Измученная чувством вины, Ковалевская перестала есть, просто не могла, и через пять дней потеряла сознание. Врач начал ее насильно кормить, благодаря чему она постепенно пришла в себя.

Парадоксально, но эта личная трагедия позволила Софье расправить крылья.

Как пишет Ян Стюарт:
«Смерть мужа устранила главное препятствие на пути Ковалевской к академическому положению, поскольку вдову было легче принять, чем замужнюю или независимую женщину.»

Едва оправившись от горя, вдова с дочерью уехала в Стокгольм.

Принцесса науки и… литературы

В Швеции расцвели и литературные амбиции Ковалевской — вместе с Эдгрен-Леффлер она написала две пьесы.

Но наука, конечно, была на первом месте. Она занималась основной классической проблемой механики: вращением твердого тела вокруг неподвижной точки.

В этой области Софья Ковалевская сделала совершенно неожиданное открытие — нашла новый тип решения общего движения, получившего название волчка Ковалевской.

Как и ожидалось, в 1888 году она выиграла конкурс на свою работу о вращении твердого тела.

Теперь у Софьи появились деньги, чтобы сводить концы с концами. Она начала выплачивать часть долгов мужа и приобрела статус местной знаменитости.

Великая женщина
Великая женщина

У маленькой Фуфы была своя комната, наняли кухарку. Самой Ковалевской всегда было все равно, что она ест, что пьет.

Но для удобства дочери Софья Васильевна делала всё, что нужно: «Я уже достаточно освоилась со Швецией, приобрела устойчивое положение, добрых друзей. Теперь я должна сама воспитывать свою дочь».

Вообще, Ковалевская была очень хорошей матерью. Она много занималась с дочкой: читала ей вслух русские книги, рассказы из журнала «Школа и семья», водила на уроки гимнастики, на прогулки, учила шведскому языку.

Фуфа быстро овладела новым языком и начала говорить на нем гораздо лучше, чем мать, и Софья Васильевна с гордостью рассказывала знакомым: «Моя дочь уже теперь превосходит свою мать… в некоторых отношениях!».

Для того, чтобы правильно воспитывать дочь, Ковалевская читала много педагогических книг и близко сошлась с известной в Стокгольме учительницей Эллен Кей.

По мере того как росла ее репутация опытного математика, старые барьеры постепенно исчезали. В 1889 году Ковалевская была назначена профессором Стокгольмского университета на пожизненный срок. Она стала первой женщиной, занявшей такую ​​должность в университете Северной Европы.

А вот в России достижения Софьи Ковалевской долго признавать не хотели. Только в результате длительного давления она удостоилась чести стать членом Российской академии наук.

Неожиданное завершение карьеры

Блестящая карьера Софьи Ковалевской была прервана резко и безжалостно. Выдающийся ученый скончалась в 41 год от осложнений гриппа.

Двенадцатилетняя Фуфа осталась сиротой. Однако годы жизни с мамой, которая не изменила своему призванию ученого несмотря ни на что, дали ей понять, что женщина рождена не только для того, чтобы выйти замуж и служить семье. Повзрослев, Софья Ковалевская-младшая стала врачом. В девятнадцатом веке для женщины это было сродни подвигу.