Как правильно учиться с точки зрения науки о мозге?

2,1K прочитали

Непрерывное обучение — тренд последних десятилетий. В течение всей жизни нам нужно учиться, осваивать новые и прокачивать уже наработанные навыки. Как построить процесс обучения таким образом, чтобы учеба приносила удовольствие, а прохождение очередных онлайн-курсов давалось без принуждения? Мы попробовали найти ответы в исследованиях, посвященных человеческому мозгу и его способности усваивать новые знания.

Непрерывное обучение — тренд последних десятилетий. В течение всей жизни нам нужно учиться, осваивать новые и прокачивать уже наработанные навыки.

Что такое обучение?

Обучение в обыденном смысле — это процесс, в котором человек получает знания, умения, навыки для использования их в дальнейшей жизни. В широком смысле слова обучение — это получение знаний, совмещенное с социализацией, т.е. усвоением ролей и профессий, которые можно выполнять в обществе. Такой подход предлагает, например, энциклопедия Британика.

Многие педагоги и учителя учитывают современные открытия в нейробиологии и стараются строить процесс обучения при учете знаний о том, как работает наше мышление. Специалисты выделяют отдельное направление образовательная нейробиология — изучение того, как в учебе можно применять открытия науки о мозге.

Поиск ответа на вопрос «как правильно учиться» — часть большого тренда, который называется доказательное образование. Доказательное образование — это применение проверенных практик учебы в школах, университетах, онлайн-платформах дополнительного образования. Помимо нейробиологии доказательному образованию сегодня помогают науки о данных, психология, социология. Но в этой статье мы попытаемся понять, как происходит обучение с точки зрения знаний о мозге и мышлении.

Как мы запоминаем новые знания?

Еще в 1930-е советский психолог Лев Выготский писал, что ребенок, усваивая новый навык, сталкивается с тремя типами проблем. Первые — это вещи, с которыми он может справиться самостоятельно. Например, если ребенок учится кататься на велосипеде, он может сам сесть на подходящий ему по росту велосипед или катить его вперед, держа за руль. Второй тип проблем — те, с которыми ребенок может справиться при помощи взрослых. Например, четырехлетний малыш может ехать на велосипеде при поддержке взрослого или с помощью специальных колесиков, потому что уже представляет, как выглядит и работает это средство передвижения. Самостоятельная езда на велосипеде — это третий тип проблем, с которыми ребенок не может справиться даже при помощи взрослых.

Выготский считал, что процесс обучение состоит в постепенном проведении ребенка от действий, которые он может выполнять с помощью взрослых, к операциям, которые он уже сможет выполнять самостоятельно. Именно поэтому мы учимся кататься на велосипеде вместе со старшими, а не садимся и едем сами (хотя бывает и такое). Тип операций, которые дети выполняют вместе со взрослым, Выготский назвал «зоной ближайшего развития».

«Мотивация, мышление, память: как научиться учиться», лекция на ПостНауке: https://vk.cc/cnwwZD

Нейробиологи подтверждают эту концепцию, пишет Хагар Голдберг из Университета британской Колумбии. Дети не сразу усваивают новые знания, а с помощью взрослого наставника повторяют уже известные им вещи, учатся узнавать и запоминать то, как считать, писать и т.д. Обучение — это многократная активация уже существующих связей в мозге вместе с формированием новых путей (воспоминаний, ассоциаций). Или, говоря языком Выготского, постепенный переход от уже известного через «зону ближайшего развития» к неизвестному.

Источник: Фоксфорд
Источник: Фоксфорд

Можно ли учиться в течение всей жизни?

Ученые считают, что мы можем учиться в течение всей жизни. Способность обучаться связана с понятием нейропластичности — свойства мозга изменяться и подстраиваться к новым условиям в зависимости от запроса внешней среды. Это довольно упрощенное толкование, т.к. нейробиологи также называют нейроплостичностью способность отделов мозга перестраивать свои функции на фоне повреждений или заболеваний. Но для простоты понимания мы будем использовать этот термин так, как он обычно употребляется в статьях об образовании.

По внешнему виду отдельных отделов головного мозга можно судить о том, как мы усваиваем новую информацию. О пластичности мозга ученые говорили еще в конце XIX века, а современные исследователи подтверждают эту концепцию и считают, что наш мозг может развиваться в течение всей жизни. В одном известном исследовании 2011 года ученые провели серию МРТ 79 лондонских таксистов. Многие из них не имели высшего образования и лицензии, но при этом прекрасно ориентировались в городе и могли отвезти попутчика на одну из 25 тысяч улиц британской столицы. Исследователи заметили, что чем лучше таксист знал географию Лондона, тем крупнее был его гиппокамп — один из ключевых отделов памяти в мозгу. Их мозг буквально менялся по мере усвоения нового материала. Выводы научной работы подтвердили и более поздние исследования. Авторы «Третьего международного руководства по непрерывному обучению» пишут, что обучение и усвоение новых навыков во взрослом возрасте укрепляет уже существующие нейронные связи и помогает создавать новые. То есть обучение — это непрерывный процесс изменений внутри нашего мозга.

Увеличение объема серого вещества в гиппокампе у лондонских таксистов. Источник: pubmed.
Увеличение объема серого вещества в гиппокампе у лондонских таксистов. Источник: pubmed.

С этой точки зрения образование ребенка и взрослого не отличается в принципиальных основах: как дети, так и взрослые формируют новые нейронные связи благодаря многократной активации уже существующих. Другое дело, что с годами наша способность формировать новые паттерны в мозге ослабевает. Если мозг ребенка формируется и при должном подходе может быстро усвоить новый материал, то мозг взрослого делает это с неохотой, стремится беречь ресурсы. С годами в клетках мозга накапливаются мутации, которые замедляют мышление и запоминание.

Нужно понимать, что наличие образования в прошлом не гарантирует защиты от старения мозга. В января 2023 года группа бразильских исследователей опубликовала статью, в которой представила результаты обследования 26 мужчин, умерших в возрасте от 47 до 64 лет. Уровень образования несущественно повлиял на размер их мозга, а также на его клеточный состав. Хотя другие ученые утверждают, что длительное обучение является профилактикой нейродегенеративных процессов и развития деменции.

Компенсировать ухудшающиеся когнитивные способности может более осознанный подход к образованию. Практикующие педагоги отмечают, что с годами у нас меняется мотивация к обучению. Если для детей учеба в школе часто связана с «обязаловкой», то для взрослого человека освоение новых навыков может стать способом найти новую работу и зарабатывать больше денег.

Непрерывное обучение — тренд последних десятилетий. В течение всей жизни нам нужно учиться, осваивать новые и прокачивать уже наработанные навыки.-4

Как учиться правильно?

Выше было сказано, что взрослые люди чаще более замотивированы на учебу. Это верно только в сравнении их с детьми. Часто нам также не хватает мотивации, чтобы пройти онлайн-курс или прочитать нужную для работы книгу. Мотивация — это древний механизм, побуждающий нас действовать. Ученые склоняются ко мнению, что мощнейшими мотиваторами служат либо страх и негативные эмоции, либо ожидание вознаграждения. Именно поэтому в нашей образовательной системе существуют оценки и различные «плюшки» для тех, кто хорошо учится (например, повышенные стипендии у студентов). Но если вы занимаетесь самообразованием, стоит задуматься над системой вознаграждения для самого себя. Например, делать себе маленькие подарки за каждую новую прочитанную главу или пройденный модуль.

Кроме мотивации важно создать условия, в которых мозг будет запоминать новую информацию, т.е сможет проявлять нейропластичность. В 2022 году группа канадских ученых опубликовала обзор научных публикаций, посвященных нейропластичности. Они пришли к выводу, что нормальное обучение невозможно без соблюдения следующих условий:

  • Правильное питание. Мозгу важно получать достаточно питательных веществ, среди которых должны быть насыщенные жирные кислоты, глюкоза, кальций. Еда, насыщенная этими веществами (рыба, обезжиренные молочные продукты, свежие фрукты и овощи) помогают лучше запоминать и усваивать новые знания. О том, какие диеты рекомендуют современные исследователи, мы писали в предыдущей статье.
  • Здоровый сон. Во время сна мозг получает достаточно кислорода и удаляет поврежденные и отмершие клетки с помощью кровотока. Любой недосып, а тем более периоды длительного бодрствования нарушает цикличность процессов самовосстановления, что тормозит работу мозга и не дает образовываться новым нейронам. Именно поэтому мы лучше запоминаем новый материал после того, как хорошо выспимся: полноценный сон нужен для восстановления функций мыслительного органа. О важности здорового сна у нас также выходил отдельный разбор.
Схематичная взаимосвязь влияния диеты, образа жизни и режима сна на нейропластичность. Источник: pubmed.
Схематичная взаимосвязь влияния диеты, образа жизни и режима сна на нейропластичность. Источник: pubmed.
  • Умеренная физическая активность. Многочисленные исследования подтверждают, что для нормального функционирования мозгу необходимы аэробные упражнения (такие, как бег, плавание) и силовые упражнения (вроде подтягиваний и отжиманий). Тренировки можно чередовать и совмещать. В последнем случае физические упражнения помогают сохранить память за счет нормализации кровотока и создания новых нейронов, пишут авторы исследования 2020 года.

Какие методики для учебы можно использовать?

В усвоении нового материала могут помочь разные методики управления вниманием. Перечислим некоторые из них:

— Учитесь вместе с кем-то. Выше мы писали о важности мотивации в учебе, и в качестве мотиватора можно выбрать учебу вместе с единомышленниками. Ученые отмечают, что учеба вместе с единомышленниками и стремление к одной цели доставляет нам позитивные эмоции, что сказывается на усвоении новых материалов. Не стоит забывать, что наличие партнеров может побудить вас уделять больше внимания учебе, чтобы не отставать от других.

— Проанализируйте, что доставляет вам дискомфорт, и избавьтесь от раздражающих факторов. Прокрастинация — процесс, когда мы откладываем чтение или прохождение уроков из-за отвлечений на внешние раздражители вроде уборки, еды или просмотра мемов. Исследователи считают, что прокрастинировать нас заставляют в том числе стресс, связанный с неуспеваемостью (или страхом неуспеваемости) и большим объемом знаний, которые нужно усвоить. Отсюда может вытекать рекомендация не гнаться за результатами и работать в своем темпе: вы учитесь не ради рейтингов, а в первую очередь ради себя. Хотя совет убрать телефон подальше во время уроков в зуме тоже можно считать рабочим.

— Чередуйте учебу с перерывами. Наш ресурс внимания ограничен, поэтому мы не можем усваивать новую информацию непрерывно, не разрешая себе отдохнуть. Можно пробовать разные комбинации чередования учебы с отдыхом, используя популярные техники вроде «Метода помидора», в которой периоды напряженного труда в 20-25 минут чередуются с отдыхом по 5-10 минут. Существуют научные исследования, доказывающие, что эта методика действительно помогает снизить уровень прокрастинации.

Автор текста: Сергей Другов

Читайте далее:

  • Память и забвение: что об этом говорит наука
  • Как рассказать детям о науке: музеи, квесты, шоу, образование
  • Забота о себе: популярные советы и научные основания