6,4K подписчиков

КАК СТАТЬ ХОРОШИМ ДЕФЕКТОЛОГОМ и где качественно обучают на специального педагога

415 прочитали
 За таким советом ко мне часто обращаются. Мой внушительный  практический опыт, длинною в 15 лет, в отрасли реабилитации слуха и речи дает основание обратиться ко мне за ним.

За таким советом ко мне часто обращаются. Мой внушительный практический опыт, длинною в 15 лет, в отрасли реабилитации слуха и речи дает основание обратиться ко мне за ним. Первое образование у меня – логопедия с дополнительной специальностью олигофренопедагогика. Первую часть практики я посвятила сурдопедагогике, а сейчас обширно закрываю вопросы в сфере реабилитации не только лиц с нарушенным слухом, но и детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

В великому сожалению, вынуждена признать, что в отрасли специальной педагогики очень мало грамотных практикующих коллег. И не могу сказать, что только потому, что в нашей стране некачественно обучают профессиям, таким как сурдопедагог, тифлопедагог, дефектолог и пр. Если брать логопедию и психологию, в том числе и клиническую, то школа подготовки в нашей стране весьма неплохая, можно уже в профильном ВУЗе получить хорошую базу. Но почему же в практике, причем не только в столичной или петербургской школе, учитывая их конкуренцию между собой, очень мало грамотных специалистов с учетом того, что потребность в таких кадрах очень высока в нашей стране. Попробую пояснить, исходя из накопленного опыта.

Почему в стране дефицит качественных кадров? Ведь их же готовят в ведущих педагогических ВУЗах Москвы и северной столицы? Очевидно, что зарплата невысокая и работа действительно непростая, на мой взгляд сугубо, еще и без перспектив расти по карьерной лестнице. И потому даже очень перспективный молодой специалист-энтузиаст, который ступил-таки на практическую тропу и состоялся как качественный и дельный педагог, очень скоро эту тропу покинет. Увы… поняв, что энергозатраты не соизмеримы с их оплатой. Те, кто пошустрее способны организовать себе частный поток пациентов и таким образом повышают оплату собственного труда и востребованность, а, следовательно, значимость. Вырастают в тренеров и наставников, подтверждая свою квалификацию не только традиционным образом, но и многочисленной аудиторией в социальных сетях, специальным образом развивая свои страницы. И это действительно путь роста для столь скромной специальности. Но такую дорогу проделывают единицы. Дойдя до точки состоятельности, подобного рода кадры оставляют практическую деятельность и уходят в консультанты, коучи, тренеры. Тем и страшна ситуация, что дети, остро нуждающиеся в специальной педагогической помощи, остаются без нее. Потому что сидеть и работать с ребенком, результаты которого достигаются весьма неспешно и кропотливо, это гораздо тяжелее, чем прочитать, например семинар для аудитории коллег.

Утро сегодня снова началось с вопроса о том, где переучиться на сурдопедагога. Конечно, выучиться и переучиться – две огромные разницы. Получать базовое дефектологическое образование или переучиться на смежную профессию после того, как получен практический опыт в педагогике, это небо и земля. А вообще изначально, прежде чем советовать, где и у кого учиться на данную специальность, необходимо знать цели человека, который собрался получить дефектологическую специальность.

Однако у сегодняшних абитуриенток почти невозможно понять что ими движет, когда они поступают, например, на сурдо- или тифло- направления. Скорее всего, небольшой конкурс и близость ВУЗа к дому. Только в это я поверю. Ибо в 17-18 лет понимать, хочет ли девушка обучать глухих альтернативной коммуникации, специальным жестам глухих, за очень скромную зарплату без какой-либо перспективы карьерного роста – так себе цель. И стремятся точно не к ней! Значит, быть может, она, абитуриентка, желает реабилитировать глухого после операции по восстановлению слуха – кохлеарной имплантации? Да, более перспективно, но очень узко, чтобы задуматься о таком на довузовском этапе. Разве что в окружении имеется близкий человек с кохлеарным имплантом, который слышит, благодаря ему, при отсутствии природного слуха.

Чаще с запросом о том, КАК СТАТЬ СУРДОПЕДАГОГОМ ко мне обращаются родители детей с нарушенным слухом или коллеги, которые из смежной отрасли педагогики решили перепрофилироваться. И тут тоже необходимо знать их цель, прежде чем направлять на обучение.

Сама практикую и обучаю
Сама практикую и обучаю

Самой лучшей базой для переподготовки для любой иной специальной педагогики я считаю образование логопеда, а, если есть практический опыт в отрасли логопедии - бесценно. Далее + мотивация и получится отличный и сурдопедагог, и нейропсихолог, и тифлопедагог и др. Потому коллегам с хорошей базой и даже небольшим практическим опытом легче получить смежную специальность и оказаться действительно качественным кадром. Именно в такой ситуации легче всего порекомендовать учреждение, которое даст «корочку» о дополнительной специальности. А действенный практический опыт, конечно, получать только в ходе погружения в эту практику, занявшись теоретическим самообразованием.

Благо литературы сейчас современной от практикующих лидеров отрасли предостаточно. Самые лучшие кадры для своей команды я готовлю только так. Потом направляю в ходе практики, даю супервизии, разбираю конкретные ситуации, ошибки и сильные стороны у начинающих в новом направлении. И по сей день считаю такой путь самым лучшим – обучение на рабочем месте под контролем старшего опытного наставника. При этом сама постоянно практикую.

Особый подход – из собственного опыта особого материнства в специальные педагоги. Из плюсов – собственный опыт и доверие от потенциальных клиентов. Оно априори формируется даже при отсутствии любого другого опыта. Это же является и единственным серьезным минусом. Если мама начинает практику специального педагога после того как реабилитировала (или в пожизненном процессе реабилитации, что чаще) своего глухого ребенка, аутиста или обладателя другого расстройства или нескольких в сложной структуре дефекта, то равнять будет в начале пути только на своего ребенка, что всегда неверно. Потому практика в классической логопедии как база была бы очень необходимой подоплекой для любого начинающего специального педагога. Будь то выпускник дефектологического факультета, «переучка» из логопеда в сурдопедагоги, например, или мама ребенка с РАС, которая из бухгалтерии отправилась изучать мир коррекционной педагогики, чтобы помогать деткам таким же, как ее собственный.

Я бы никому не посоветовала для переквалификации отправиться в профильный ВУЗ, чтобы получить классическое образование. Лично мое мнение, что энергозатраты и результат сопоставимы не будут. Потому, если рассматривать университет ради «корочки», то есть более рациональные места обучения, где за более короткий срок научат тому же. Вместо 4-5 лет – за один год. Сейчас такие программы существуют. При учете наличия практической деятельности и высокой мотивации практиканта уже через пару лет можно получить высококлассного профессионала.

Прочитав название статьи, желающий получить ответ на вопрос, озвученный в теме, дочитывает до сего момента и ответа не находит. Уважаемый читатель, для тебя я приведу пару примеров и пообещаю, что в комментариях к этой статье, разберу твой вопрос лично, если он будет отличаться от примеров, описанных ниже.

 За таким советом ко мне часто обращаются. Мой внушительный  практический опыт, длинною в 15 лет, в отрасли реабилитации слуха и речи дает основание обратиться ко мне за ним.-3

Ваша дочь, к примеру, желает стать сурдопедагогом. Вряд ли сын. И готовится к поступлению в педагогический. В какой? Во-первых, я советовала бы все же не «заужать» специальность до сурдо-, а получить базу логопедическую, тем самым заранее сделать более обширным поток клиентов и потенциальных мест работы. Из логопедов в сурдопедагоги переквалифицироваться проще, чем наоборот, причем за короткое время. Можно постажироваться на рабочем месте и получить «корочку» в Институте коррекционной педагогики. Практиковать необходимо начинать как можно раньше, как только такая возможность представится. Из базовых качеств характера для такого специалиста важен энтузиазм, коммуникабельность, стрессоустойчивость и физическая подготовка (как бы странно не читалось).

Вы «поднимаете» собственного ребенка с особенностями развития и хотите переквалифицироваться в специального педагога, например, в логопеда, хотя у вас базовое образование точно не педагогическое. С чего начать? Начало уже положено и доверие, благодаря полученному собственному опыту, есть. Цель – получить «корочку», знания, практический опыт. Чтобы сразу три в одном получить, то необходимо идти на стажировку на рабочем месте, где имеется образовательная лицензия и проводится обучение. Например, в Санкт-Петербурге у Олеси Станиславовны Жуковой в Центре развития и абилитации ребенка «Логопед Профи» можно учиться у лидеров отрасли и получить подтверждающие документы. Требования к кандидату в будущие педагоги по такому пути – только наличие ресурса. Уставшая мамочка не может стать помощником семье, где воспитывается другой малыш с особенностями развития. Физическая активность и стрессоустойчивость тоже крайне необходима. Тут будет меньше амбиций и родитель дольше продержится в практике, чем в примере, описанном выше.

Кадровые проблемы обнажены. Решений, на мой взгляд, радикальных нет, впрочем как и в других сферах деятельности, где наблюдается дефицит. Да, десятилетиями говорят о проблемах, ищут пути решения, но они не находятся и не найдутся. Сфера дефектологии весьма специфична и останется таковой всегда. С момента рождения ее как науки прошло около 100 лет, а воз и ныне там… А детей, которые рождаются с тяжелыми множественными пороками развития все больше и больше, увы.