14,9K подписчиков

Альбомы русского джаза. Анатолий Герасимов «Живой Ракурс» (записи 1997-98)

108 прочитали

Анатолий Герасимов / Anatole Gerasimov «Живой Ракурс» (Angle of Living) ArtBeat Music, 2012

Суперобложка альбома 2012 г.
Суперобложка альбома 2012 г.

25 апреля 2013 года композитор, аранжировщик, саксофонист и флейтист Анатолий Герасимов умер в московской больнице на 68-м году жизни. Прошло десять лет...

В память о замечательном российском и американском музыканте мы слушаем альбом «Живой Ракурс»: за год до ухода Герасимова из жизни его выпустил московский лейбл ArtBeat Music (в международной версии альбом назывался Angle of Living). Альбом основан на записях выступлений Анатолия и его московской группы в прямом эфире вещавшей с весны 1994 по конец 1997 г. средневолновой радиостанции «РаКурс».

Фото сделано 25 октября 1997 г. во время одного из концертов Герасимова в прямом эфире в маленькой концертной студии «РаКурса». Интересно, что снимок этот сделал Павел Корбут, ныне мэтр российской джазовой фотографии, в то время ещё только начинавший снимать музыкантов: как видно по этому кадру, снимал он тогда пусть и на хорошую, но всё-таки мыльницу. В буклете альбома содержится ещё несколько фотографий, сделанных во время записи.
Фото сделано 25 октября 1997 г. во время одного из концертов Герасимова в прямом эфире в маленькой концертной студии «РаКурса». Интересно, что снимок этот сделал Павел Корбут, ныне мэтр российской джазовой фотографии, в то время ещё только начинавший снимать музыкантов: как видно по этому кадру, снимал он тогда пусть и на хорошую, но всё-таки мыльницу. В буклете альбома содержится ещё несколько фотографий, сделанных во время записи.

Из статьи в буклете альбома (автор Кирилл Мошков, главный редактор «Джаз.Ру»):

...Я работал на «РаКурсе» под эфирным псевдонимом Константин Волков. Моим эфирным днём была суббота, и сердцем субботнего дня для меня стал сегмент с пяти до шести вечера, когда в эфир выходила моя программа «Московский свинг». Дело в том, что «РаКурс» располагал студией звукозаписи, смежной с эфирной студией, и это небольшое помещение можно было использовать для того, чтобы в нём в прямом эфире выступали музыканты. Два-три раза в неделю это и происходило, остальное время тон-зал работал просто как коммерческая студия звукозаписи. В программе «Московский свинг» выступали джазовые музыканты, и за два года, что эта программа выходила в эфир (с декабря 1995 по декабрь 1997), через концертную студию «РаКурса» прошло несколько десятков российских и даже зарубежных джазовых коллективов.

Выступал у нас и саксофонист/флейтист Анатолий Герасимов — обладатель одной из самых заковыристых биографий в российском джазе. Джазмен-самоучка из поколения 60-х годов, он играл в знаменитом тульском биг-бэнде Анатолия Кролла, выступал в первых московских джазовых клубах и на московских джазовых фестивалях 1967-68 годов, но на месте ему не сиделось.

В 1973 году советское правительство сделало уступку мировому сообществу, разрешив ограниченную эмиграцию из СССР, преимущественно для тех, кто направлялся в Израиль. Не секрет, что в то время можно было получить из Израиля вызов на репатриацию и вовсе не имея никакой связи с народом, населяющим эту страну. В 1973 году получил такой вызов и Анатолий Герасимов и, подумав несколько дней, поехал по тому же пути, который быстро стал накатанным: пересадка в Вене, отказ от продолжения полёта в Израиль, лагерь для перемещённых лиц, затем ожидание ответа на запрос о получении статуса беженца в США — во время этого ожидания Толя несколько месяцев работал в Риме в составе ансамбля джазового пианиста Романо Муссолини, сына небезызвестного дуче. И, наконец, Нью-Йорк, сложный период врастания в жизнь иной цивилизации. Помогли знакомства с американскими музыкантами, прежде всего с участниками оркестра Дюка Эллингтона, который за два года до этого гастролировал по Советскому Союзу. На тротуаре у Линкольн-Центра Герасимов неожиданно увидел великого Дюка, тот вспомнил русского саксофониста, пригласил на джем, и в 74-м Герасимов стал участником оркестра Дюка Эллингтона, правда, уже без Дюка, который незадолго до этого ушёл из жизни.

При сыне Дюка, Мерсере Эллигтоне, Толя несколько месяцев проработал в оркестре и даже записался на пластинке, которую ревниво и придирчиво слушали Толины знакомые в Москве, но для Герасимова всё ещё только начиналось.

Последовало 17 лет в Нью-Йорке, где он играл буквально со всеми, и ещё шесть лет в Париже, а в 1996-м Толя неожиданно вернулся в Россию после 23 лет эмиграции. Он стал записываться с питерской рок-группой «АукцЫон», гастролировать по стране и выступать в московских клубах.

Герасимов (с саксофоном) в составе рок-группы «АукцЫон», 2002: фото © Владимир Преображенский, канал Бархатное подполье
Герасимов (с саксофоном) в составе рок-группы «АукцЫон», 2002: фото © Владимир Преображенский, канал Бархатное подполье

И тут с ним случайно столкнулся корреспондент «РаКурса» Фёдор Случевский, который в мой субботний день делал программу «Джазовые новости». Федя притащил Герасимова на радиостанцию для интервью, и мы договорились, что Толя выступит у нас в прямом эфире со своей новой московской группой, которая играла главным образом его авторскую музыку в стилистике фьюжн. Выступил он в результате на протяжении 1997 года трижды, а в апреле 1998-го, когда «РаКурс» уже не вещал, но всё ещё планировал продолжить вещание и даже выйти в FM-диапазон, мы вновь собрались в студии, чтобы записать ещё четыре пьесы Анатолия — планировалось, что, как только вещание возобновится, они будут переданы в эфир… Но станция в конце концов была окончательно ликвидирована в силу экономических причин (надвигался дефолт российской экономики), и осенью 1998 на лейбле Boheme Music вышел альбом с жизнеутверждающим названием «Yes», собранный из фрагментов выступлений Герасимова в студии «Радио РаКурс».

Апрель 1997, аппаратная звукозаписи на «Радио РаКурс»: прослушивание записи только что завершившегося прямого эфира. Барабанщик Дмитрий Севастьянов (1970-2017), басист Антон Ревнюк, звукорежиссёр Ольга Мошкова, сидит Анатолий Герасимов (1945-2013), стоят клавишник Юрий Погиба и корреспондент Фёдор Случевский (впоследствии известен как DJ Sybiro)
Апрель 1997, аппаратная звукозаписи на «Радио РаКурс»: прослушивание записи только что завершившегося прямого эфира. Барабанщик Дмитрий Севастьянов (1970-2017), басист Антон Ревнюк, звукорежиссёр Ольга Мошкова, сидит Анатолий Герасимов (1945-2013), стоят клавишник Юрий Погиба и корреспондент Фёдор Случевский (впоследствии известен как DJ Sybiro)

Прошло полтора десятилетия. Тот альбом давно превратился в филофоническую редкость. И в 2012 г. продюсер Николай «Биг Ник» Богайчук от лица фонда ArtBeat инициировал оцифровку большого архива аудиозаписей, оставшихся от концертов в прямом эфире программы «Московский Свинг». Первым плодом этой работы и стал двойной альбом Анатолия Герасимова «Живой Ракурс»: в него вошло вдвое больше материала, чем в издание 1998 г. Для нового издания был сделан и новый мастеринг звука, но делал его тот же звукорежиссёр, что и в версии «Богемы Мьюзик» 1998 г. — Владимир Кузнецов.

Участники записи: Анатолий Герасимов — тенор- и сопрано-саксофоны, флейта, флейта сякухати; Дмитрий Севастьянов — барабаны; Антон Ревнюк — бас-гитара; Юрий Генбачёв — перкуссия. В разных треках: Антон Севидов — клавишные; Юрий Погиба — клавишные; Одиссей Богусевич — клавишные; Валерий Белинов — гитара. Звукорежиссёр радиоконцертов: Ольга Мошкова.