Найти в Дзене
Эстетика бонсай

«И редчайший из редких желтый тофукудзи …»

Оглавление

Тофукудзи – это храм в японском городе Киото, имя величайшего японского мастера по изготовлению плошек для бонсай, а сегодня – название всех изделий этого мастера, которые считаются легендой и непревзойденным образцом японской керамики для бонсай.

Источник: https://japanesebonsaipots.net/2012/01/13/two-special-tofukuji-pots-in-depth/
Источник: https://japanesebonsaipots.net/2012/01/13/two-special-tofukuji-pots-in-depth/

Хэйан Тофукудзи (Heian Tofukuji, 1890-1970) родился в апреле 1890 года. Он был усыновлен киотским мастером по изготовлению гребней Мидзуно Дзендзабуро и начал свою карьеру в качестве помощника Дзендзабуро. Приемный отец заинтересовал сына бонсай.

Источник: https://japanesebonsaipots.net/2012/01/13/two-special-tofukuji-pots-in-depth/
Источник: https://japanesebonsaipots.net/2012/01/13/two-special-tofukuji-pots-in-depth/

Семья долго жила ремеслом изготовления гребней. Но гребни из натуральных материалов быстро вытеснялись на рынке изобретенными в конце 19 века предметами из целлулоида. Они были значительно дешевле и не уступали по красоте натуральным. Поэтому семья вынуждена была искать новые виды заработков. Их внимание пало на керамику.

За все время работы Тофукудзи использовал более двадцати различных раканов (фирменных знаков производителя). Источник: http://www.yoshoen.com/tuhan/pot/pot_a12.html
За все время работы Тофукудзи использовал более двадцати различных раканов (фирменных знаков производителя). Источник: http://www.yoshoen.com/tuhan/pot/pot_a12.html

Тофукудзи был одним из первых энтузиастов бонсай в Японии, создавших клуб, который в конечном итоге привел к началу производства керамики для бонсай.

Источник: https://japanesebonsaipots.net/2011/12/14/glazed-pots-by-heian-tofukuji-3/
Источник: https://japanesebonsaipots.net/2011/12/14/glazed-pots-by-heian-tofukuji-3/

Учителем Тофукудзи был мастер по керамике Мияшита Дзендзю (Miyashita Zenju). Тофукудзи начал пробовать себя в керамике для бонсай. Это тоже было крайне рискованно, так как традиционно бонсай в Японии использовал горшки из Китая. Соперничать с ними можно было только демонстрируя лучшее качество своего товара.

Церемониальная чайная чаша с белой  глазурью. Мастер Мияшита Дзендзю. 
Источник: https://qualitychanoyu.com/2023/04/09/miyashita-zenju-kyo-badarai-chawan/
Церемониальная чайная чаша с белой глазурью. Мастер Мияшита Дзендзю. Источник: https://qualitychanoyu.com/2023/04/09/miyashita-zenju-kyo-badarai-chawan/

Творческое имя Тофукудзи со временем возникло от названия храма Киото, в котором мастер арендовал печь для обжига своих изделий. Семья жила небогато, иногда Тофукудзи использовал и печи других гончаров в Киото.

Горшок в форме раковины имеет небольшую петлю для подвешивания, для каскадирования бонсай или акцентов. Радикально даже для сегодняшнего дня.  
Источник: https://japanesebonsaipots.net/2013/05/19/glazed-pots-by-heian-tofukuji-4/
Горшок в форме раковины имеет небольшую петлю для подвешивания, для каскадирования бонсай или акцентов. Радикально даже для сегодняшнего дня. Источник: https://japanesebonsaipots.net/2013/05/19/glazed-pots-by-heian-tofukuji-4/

Дровяные печи было трудно использовать для обжига керамики из-за специфического расположения горшков по отношению к огню. Но экспериментируя с режимами обжига, рецептами керамики, в которую нередко добавлялись битые китайские горшки, изобретая глазури и подбирая глины, Тофукудзи добился успеха в производстве керамики, которую сегодня называют его именем.

Очень редкий стиль и глазурь от Тофукудзи с четырьмя фирменными облачными ножками в круглом горшке.  
Источник: https://japanesebonsaipots.net/2013/05/19/glazed-pots-by-heian-tofukuji-4/
Очень редкий стиль и глазурь от Тофукудзи с четырьмя фирменными облачными ножками в круглом горшке. Источник: https://japanesebonsaipots.net/2013/05/19/glazed-pots-by-heian-tofukuji-4/

Многие современные мастера пытаются повторять эффекты, которые вышли из-под руки мастера, но дровяные печи для обжига керамики больше не разрешены в Японии из-за экологических норм, поэтому, хотя многие гончары используют глазурь Тофукудзи в газовых и электрических печах, повторить его изделия практически невозможно. Даже его сын, продолживший имя и дело, не может повторить всех экспериментов отца.

«Это, пожалуй, самая популярная глазурь среди современных гончаров <…>  хотя ни один из них не попал в цель»
Источник: https://www.reddit.com/r/Bonsai_Pottery/comments/fgwytx/50_heian_tofukuji_part_1_heian_green/
«Это, пожалуй, самая популярная глазурь среди современных гончаров <…> хотя ни один из них не попал в цель» Источник: https://www.reddit.com/r/Bonsai_Pottery/comments/fgwytx/50_heian_tofukuji_part_1_heian_green/

Использование печей такого типа ограничивало размеры производимых горшков. У Тофукудзи есть горшки большого и среднего размера, но в основном это плошки для деревьев размера шохин. И это было практически единственное, в чем он специализировался. Тофукудзи обращал внимание на все: на форму и возможности печи, на рецепты глазури, на рецепты керамики, он искал и создавал уникальные формы своих изделий, каждое из которых, по сути, стало уникальным. Поэтому керамика Тофукудзи крайне разнообразна по стилям, формам, видам глазури.

Источник: https://japanesebonsaipots.net/2013/05/19/glazed-pots-by-heian-tofukuji-4/
Источник: https://japanesebonsaipots.net/2013/05/19/glazed-pots-by-heian-tofukuji-4/

Вот как звучит в устах коллекционера описание одного из горшков мастера:

«Прямоугольник Тофукудзи, покрытый очень толстой глазурью, с вырезанными ножками, <…> с мелкими капельками масла, серебряными кристаллами и каким-то образом нотками золота! Яркий пример того, почему Тофукудзи считается вершиной керамики для бонсай в Японии.
…очень редко встречающийся желтый квадрат, демонстрирующий замечательную патину. Я видел ровно один желтый тофукудзи, не считая книг. Редчайший из редких!»
Источник: https://japanesebonsaipots.net/2013/05/19/glazed-pots-by-heian-tofukuji-4/
Источник: https://japanesebonsaipots.net/2013/05/19/glazed-pots-by-heian-tofukuji-4/

Керамика для бонсай тофукудзи стала очень популярна к концу жизни мастера. Сегодня она является предметом коллекционирования и стоит очень дорого.

Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.

Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.

Смотрите на канале:

«Эстетика бонсай» ВКонтакте