Найти тему
Краски и пиксели

Сирень, пионы и цветущие яблони: май на картинах русских художников

Весна больше другого времени года привлекает художников. Но если ранняя весна с ещё пасмурным небом и поднадоевшим снегом мало кого может воодушевить (только если вы не Алексей Саврасов), то обилие зелени и цветов в конце сезона мотивирует чуть ли не каждого отправиться на пленэр. Итак, предлагаю насладиться красивыми майскими пейзажами и натюрмортами пятерых художников.

«Цветущие яблони» Исаака Левитана

Любимый ученик Саврасова Исаак Левитан (1860-1900) с одинаковым энтузиазмом писал все весенние месяцы, разное состояние пробуждения природы. В «Цветущих яблонях» художник вводит зрителя в картину, словно приглашая нас побывать в яблоневом саду и ощутить весеннюю красоту. Поэтому переплетение ветвей Левитан «срезал» краем холста, а на переднем плане поместил тень от дерева, которая как будто падает на зрителя и создаёт эффект присутствия. Художник работал не только кистями, но также пером и тушью.

Исаак Ильич Левитан. Цветущие яблони. 1896. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Ильич Левитан. Цветущие яблони. 1896. Государственная Третьяковская галерея

Известно, что Исаак Левитан написал 6 картин и этюдов на мотив цветущих деревьев. Одну из них мастер «пейзажа настроения» подарил дочери доктора и московского коллекционера Ивана Трояновского Анне. Девочке исполнялось 10 лет, семья Трояновских звала художника на праздник. Левитан долго выбирал нужную картину в качестве подарка, и остановился на «Цветущих яблонях». На обратной стороне он поставил подпись: «Милой деточке Анюрке. Старый хрыч Левитан. 1896». «Анюрка» подарку обрадовалась, в то время она сама начинала рисовать. Та самая картина Левитана хранится сейчас в Плёсском музее-заповеднике.

Кстати, Анна Ивановна училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и впоследствии стала художницей и певицей.

«Майский вечер» Игоря Грабаря

В отличие от Левитана Грабарь (1871-1960) заявлял, что с окончанием зимы жанр пейзажа теряет свою привлекательность. Широко известны «Иней», «Февральская лазурь» и «Март» Грабаря. Но в творчестве этого искусствоведа-художника есть много полотен, написанных поздней весной и летом. Среди них – «Майский вечер». Картина создана в технике импрессионизма. На переднем плане – зеленеющие берёзы, листва которых как будто колышется на ветру. Оранжевые, сиреневые и фиолетовые краски в левой части картины подсказывают зрителю, что он любуется вечерним пейзажем. Позади берёз можно заметить озеро или речушку. Ни в одной галерее не найти «Майский вечер», она находится в частном собрании.

Игорь Эммануилович Грабарь. Майский вечер. 1905. Частное собрание
Игорь Эммануилович Грабарь. Майский вечер. 1905. Частное собрание

«Сирень» Александра Егорнова

Пейзажи Александр Егорнова (1858 – 1903) не так широко известны, как картины Левитана и Грабаря, но они не менее притягательны. Егорнов мастерски владел как акварелью, так и маслом и возглавлял Общество русских акварелистов. От его картины веет весенним настроением. Кусты сирени кажутся огромными по сравнению с небольшой усадьбой. Думаю, многим зрителям захотелось бы присоединиться к героям и попить чай на свежем воздухе, вдыхая сладкий аромат сирени.

Александр Семёнович Егорнов. Сирень. Холст, масло. Одесский художественный музей
Александр Семёнович Егорнов. Сирень. Холст, масло. Одесский художественный музей

«Пионы» Александра Герасимова

Этот роскошный натюрморт Александр Герасимов (1906-1985) писал в годы учёбы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Широкие, пастозные мазки и яркие тона выдают в нём начинающего импрессиониста и ученика Константина Коровина. Об Александре Герасимове начинали говорить, как о «лучшем певце весны». Такую фразу о нём сказал писатель Владимир Гиляровский и посоветовал астраханскому коллекционеру приобрести его весенние работы. Сегодня «Пионы» и «Окно» Герасимова можно увидеть в экспозиции Астраханской картинной галереи имени П.М. Догадина. Кстати, интересно что художник в 1940-х годах приезжал в астраханскую галерею и остался доволен расположением своих полотен.

Александр Михайлович Герасимов. Пионы. 1914. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
Александр Михайлович Герасимов. Пионы. 1914. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
Александр Герасимов: «Какое огромное наслаждение – писать цветы, особенно полевые, они приносят с собой в мастерскую аромат родной природы, вызывают в памяти прекрасные воспоминания… Натюрморты «прочищают» глаз художника. Пишешь цветы – будто отдыхаешь после утомительной дороги с ухабами и выбоинами».

«Дождливый май» Михаила Абакумова

Советский и российский художник Михаил Абакумов (1948 – 2010) кажется любил все времена года. Он писал и пейзажи с хмурым небом, и холодные зимние полотна, и картины с зеленеющими лесами. Художник много времени проводил в деревне на севере Вологодской области. Абакумов считал, что человек должен жить в единении с природой. «Дождливый май» интересен тем, что зритель оказывается в мастерской живописца и становится невольным свидетелем творческого процесса. За окном ливень, художник работает дома, наслаждаясь весенней меланхолией.

Михаил Георгиевич Абакумов. Дождливый май
Михаил Георгиевич Абакумов. Дождливый май

Какая картина понравилась больше всего?

#картинырусскиххудожников #русскаяживопись #изобразительноеискусство #весеннийпейзаж #май #левитан #грабарь #герасимов #абакумов #егорнов