Весна больше другого времени года привлекает художников. Но если ранняя весна с ещё пасмурным небом и поднадоевшим снегом мало кого может воодушевить (только если вы не Алексей Саврасов), то обилие зелени и цветов в конце сезона мотивирует чуть ли не каждого отправиться на пленэр. Итак, предлагаю насладиться красивыми майскими пейзажами и натюрмортами пятерых художников.
«Цветущие яблони» Исаака Левитана
Любимый ученик Саврасова Исаак Левитан (1860-1900) с одинаковым энтузиазмом писал все весенние месяцы, разное состояние пробуждения природы. В «Цветущих яблонях» художник вводит зрителя в картину, словно приглашая нас побывать в яблоневом саду и ощутить весеннюю красоту. Поэтому переплетение ветвей Левитан «срезал» краем холста, а на переднем плане поместил тень от дерева, которая как будто падает на зрителя и создаёт эффект присутствия. Художник работал не только кистями, но также пером и тушью.
Известно, что Исаак Левитан написал 6 картин и этюдов на мотив цветущих деревьев. Одну из них мастер «пейзажа настроения» подарил дочери доктора и московского коллекционера Ивана Трояновского Анне. Девочке исполнялось 10 лет, семья Трояновских звала художника на праздник. Левитан долго выбирал нужную картину в качестве подарка, и остановился на «Цветущих яблонях». На обратной стороне он поставил подпись: «Милой деточке Анюрке. Старый хрыч Левитан. 1896». «Анюрка» подарку обрадовалась, в то время она сама начинала рисовать. Та самая картина Левитана хранится сейчас в Плёсском музее-заповеднике.
Кстати, Анна Ивановна училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и впоследствии стала художницей и певицей.
«Майский вечер» Игоря Грабаря
В отличие от Левитана Грабарь (1871-1960) заявлял, что с окончанием зимы жанр пейзажа теряет свою привлекательность. Широко известны «Иней», «Февральская лазурь» и «Март» Грабаря. Но в творчестве этого искусствоведа-художника есть много полотен, написанных поздней весной и летом. Среди них – «Майский вечер». Картина создана в технике импрессионизма. На переднем плане – зеленеющие берёзы, листва которых как будто колышется на ветру. Оранжевые, сиреневые и фиолетовые краски в левой части картины подсказывают зрителю, что он любуется вечерним пейзажем. Позади берёз можно заметить озеро или речушку. Ни в одной галерее не найти «Майский вечер», она находится в частном собрании.
«Сирень» Александра Егорнова
Пейзажи Александр Егорнова (1858 – 1903) не так широко известны, как картины Левитана и Грабаря, но они не менее притягательны. Егорнов мастерски владел как акварелью, так и маслом и возглавлял Общество русских акварелистов. От его картины веет весенним настроением. Кусты сирени кажутся огромными по сравнению с небольшой усадьбой. Думаю, многим зрителям захотелось бы присоединиться к героям и попить чай на свежем воздухе, вдыхая сладкий аромат сирени.
«Пионы» Александра Герасимова
Этот роскошный натюрморт Александр Герасимов (1906-1985) писал в годы учёбы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Широкие, пастозные мазки и яркие тона выдают в нём начинающего импрессиониста и ученика Константина Коровина. Об Александре Герасимове начинали говорить, как о «лучшем певце весны». Такую фразу о нём сказал писатель Владимир Гиляровский и посоветовал астраханскому коллекционеру приобрести его весенние работы. Сегодня «Пионы» и «Окно» Герасимова можно увидеть в экспозиции Астраханской картинной галереи имени П.М. Догадина. Кстати, интересно что художник в 1940-х годах приезжал в астраханскую галерею и остался доволен расположением своих полотен.
Александр Герасимов: «Какое огромное наслаждение – писать цветы, особенно полевые, они приносят с собой в мастерскую аромат родной природы, вызывают в памяти прекрасные воспоминания… Натюрморты «прочищают» глаз художника. Пишешь цветы – будто отдыхаешь после утомительной дороги с ухабами и выбоинами».
«Дождливый май» Михаила Абакумова
Советский и российский художник Михаил Абакумов (1948 – 2010) кажется любил все времена года. Он писал и пейзажи с хмурым небом, и холодные зимние полотна, и картины с зеленеющими лесами. Художник много времени проводил в деревне на севере Вологодской области. Абакумов считал, что человек должен жить в единении с природой. «Дождливый май» интересен тем, что зритель оказывается в мастерской живописца и становится невольным свидетелем творческого процесса. За окном ливень, художник работает дома, наслаждаясь весенней меланхолией.
Какая картина понравилась больше всего?
#картинырусскиххудожников #русскаяживопись #изобразительноеискусство #весеннийпейзаж #май #левитан #грабарь #герасимов #абакумов #егорнов