Существует множество разновидностей японского фарфора: арита, имари, сацума, кутани, какиэмон и это далеко не все. У каждого вида, есть еще свои подвиды, и в разные периоды, изделия могли иметь свой художественный стиль
Терминология восточного фарфора и разновидностей его декора, очень сложна для неподготовленного словарного запаса европейца: в ней есть китайские, японские названия форм, живописных направлений и техник, а также их европейская транскрипция и интерпретация, не всегда точно совпадающие с оригинальной. Но попробуем, хотя бы поверхностно в этом разобраться
Сегодня разберем “какиэмон”. Этот термин обозначают несколько понятий: его используют для описания особого типа японского фарфора; это имя собственное - фамилия семьи японских гончаров Какиэмон, которые работали с середины 17 века. Этим же названием определяют стиль европейского фарфора, скопированного с японских образцов
Для стиля “какиэмон” характерно асимметричное изящное изображение цветущих веточек, птиц и бабочек, драконов или других мифологических существ, реже жанровых сценок и пейзажей, выполненных на молочно-белом фоне. Декоративная роспись размещена очень элегантно и с большим объемом свободного пространства
В цветовой гамме "какиэмон" доминируют прозрачные изумрудно-зеленые (бирюзовые) и светло-синяя краски, тонко гармонирующие со светло-желтым цветом. В цветовую палитру включена матовая красная, контрастирующая с холодными прозрачными эмалями. Очень большая роль отведена свободному пространству белого фарфора, которое особо подчеркивается в изделии. Это и есть основное отличие от других японских стилей в фарфоре
В основе художественной росписи "какиэмон" - классическая китайская живопись жанра “цветы и птицы”, творчески переработанная японскими художниками в духе национальной эстетики. По ряду экономических и политических причин, с конца 18 по начало 20 века аутентичный японский "какиэмон" находился в упадке. Зато с успехом производился на многочисленных европейских фарфоровых мануфактурах, например Мейсен. Здесь кстати уместно вспомнить термин "шинуазри", об этом явлении мы уже говорили
Японские художественные стили были очень популярны в Европе. Мода на "какиэмон" сыграла важную роль в возрождении местного производства в Японии, хотя Европа, наладив выпуск своего фарфора, уже мало нуждалась в привозных вещах. Сейчас "какиэмон" снова популярен в Японии, он получил звание национального достояния страны
Понравилась статья?! Ставьте лайк и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ чтобы не пропустить новые публикации, они виды только подписчикам! Все самое интересное впереди!