Найти тему
vassabi0 - винтажная история

Фарфор "какиэмон". Рожденный на востоке, популярный на западе

Существует множество разновидностей японского фарфора: арита, имари, сацума, кутани, какиэмон и это далеко не все. У каждого вида, есть еще свои подвиды, и в разные периоды, изделия могли иметь свой художественный стиль

Японское фарфоровое блюдо Арита/Имари?. Ручная роспись. Конец XIX, начало ХХ века. https://ru.bidspirit.com/
Японское фарфоровое блюдо Арита/Имари?. Ручная роспись. Конец XIX, начало ХХ века. https://ru.bidspirit.com/
Парные вазы в стиле сацума. Мастер Накамура Байкэй. Япония, период Мэйдзи (1868–1912). Высота 12 см. https://ru.bidspirit.com/
Парные вазы в стиле сацума. Мастер Накамура Байкэй. Япония, период Мэйдзи (1868–1912). Высота 12 см. https://ru.bidspirit.com/
Блюдо в стиле Имари "Уточки-мандаринки" Япония, Эпоха Мэйдзи 1868-1912-е гг. https://ru.bidspirit.com
Блюдо в стиле Имари "Уточки-мандаринки" Япония, Эпоха Мэйдзи 1868-1912-е гг. https://ru.bidspirit.com
Тарелка фарфоровая. Имари, Япония. XIX век. https://ru.bidspirit.com
Тарелка фарфоровая. Имари, Япония. XIX век. https://ru.bidspirit.com

Терминология восточного фарфора и разновидностей его декора, очень сложна для неподготовленного словарного запаса европейца: в ней есть китайские, японские названия форм, живописных направлений и техник, а также их европейская транскрипция и интерпретация, не всегда точно совпадающие с оригинальной. Но попробуем, хотя бы поверхностно в этом разобраться

Тарелки под горячее в стиле какиэмон "Цветы и птицы". Мейсенская фарфоровая мануфактура, середина - начало второй половины XX века. https://ru.bidspirit.com
Тарелки под горячее в стиле какиэмон "Цветы и птицы". Мейсенская фарфоровая мануфактура, середина - начало второй половины XX века. https://ru.bidspirit.com
https://ru.pinterest.com/
https://ru.pinterest.com/
https://ru.pinterest.com/
https://ru.pinterest.com/

Сегодня разберем “какиэмон”. Этот термин обозначают несколько понятий: его используют для описания особого типа японского фарфора; это имя собственное - фамилия семьи японских гончаров Какиэмон, которые работали с середины 17 века. Этим же названием определяют стиль европейского фарфора, скопированного с японских образцов

Чайная тройка "Ярко-желтый лев" в стиле Какиэмон. Мейсенская мануфактура, 1948-50 гг. https://ru.bidspirit.com
Чайная тройка "Ярко-желтый лев" в стиле Какиэмон. Мейсенская мануфактура, 1948-50 гг. https://ru.bidspirit.com
https://ru.bidspirit.com
https://ru.bidspirit.com
https://ru.pinterest.com/
https://ru.pinterest.com/
Блюдце с росписью в стиле "какиэмон", Мейсенский фарфоровый завод 2-я треть 18 в.https://goskatalog.ru
Блюдце с росписью в стиле "какиэмон", Мейсенский фарфоровый завод 2-я треть 18 в.https://goskatalog.ru

Для стиля “какиэмон” характерно асимметричное изящное изображение цветущих веточек, птиц и бабочек, драконов или других мифологических существ, реже жанровых сценок и пейзажей, выполненных на молочно-белом фоне. Декоративная роспись размещена очень элегантно и с большим объемом свободного пространства

https://ru.pinterest.com/
https://ru.pinterest.com/
Восьмиугольное блюдо XVII век, Япония https://ru.wikipedia.org/
Восьмиугольное блюдо XVII век, Япония https://ru.wikipedia.org/
https://ru.pinterest.com/
https://ru.pinterest.com/

В цветовой гамме "какиэмон" доминируют прозрачные изумрудно-зеленые (бирюзовые) и светло-синяя краски, тонко гармонирующие со светло-желтым цветом. В цветовую палитру включена матовая красная, контрастирующая с холодными прозрачными эмалями. Очень большая роль отведена свободному пространству белого фарфора, которое особо подчеркивается в изделии. Это и есть основное отличие от других японских стилей в фарфоре

https://ru.pinterest.com/
https://ru.pinterest.com/
Чашка в жанре цветы-птицы 1700-1740 гг. https://ru.wikipedia.org/
Чашка в жанре цветы-птицы 1700-1740 гг. https://ru.wikipedia.org/
Бутылка с росписью какиэмон 1675-1725 гг. https://ru.wikipedia.org/
Бутылка с росписью какиэмон 1675-1725 гг. https://ru.wikipedia.org/

В основе художественной росписи "какиэмон" - классическая китайская живопись жанра “цветы и птицы”, творчески переработанная японскими художниками в духе национальной эстетики. По ряду экономических и политических причин, с конца 18 по начало 20 века аутентичный японский "какиэмон" находился в упадке. Зато с успехом производился на многочисленных европейских фарфоровых мануфактурах, например Мейсен. Здесь кстати уместно вспомнить термин "шинуазри", об этом явлении мы уже говорили

https://ru.pinterest.com/
https://ru.pinterest.com/
https://ru.pinterest.com/
https://ru.pinterest.com/
Тарелка в стиле "какиэмон" с изображением крылатого тигра, журавля и насекомых. Мейсенская фарфоровая мануфактура, 1735-1736 гг. https://ru.bidspirit.com
Тарелка в стиле "какиэмон" с изображением крылатого тигра, журавля и насекомых. Мейсенская фарфоровая мануфактура, 1735-1736 гг. https://ru.bidspirit.com

Японские художественные стили были очень популярны в Европе. Мода на "какиэмон" сыграла важную роль в возрождении местного производства в Японии, хотя Европа, наладив выпуск своего фарфора, уже мало нуждалась в привозных вещах. Сейчас "какиэмон" снова популярен в Японии, он получил звание национального достояния страны

Понравилась статья?! Ставьте лайк и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ чтобы не пропустить новые публикации, они виды только подписчикам! Все самое интересное впереди!