Найти в Дзене
НалИст

НАЛОГИ В ДРЕВНИХ АФИНАХ

Афины являлись столицей Древней Аттики. Специфика древнегреческого региона заключалось в особом административном устройстве через полисы (города-государства). Они были уже известны в I тысячелетии до н.э. Если мы говорим о Древней Греции, то вспоминаем не только Афины, Спарту и Македонию, но также и демократию, философию, архитектуру, историю и т.д.

Афины ввели выборные должности в управлении своего государства. И на налогообложение очень сильно повлияли демократические устои. В древнем западном цивилизованном обществе принято освобождать от налогов граждан этих государств. Потому что уплата налогов была обязанностью и несильно отличалась с моральной и психологической точки зрения от дани. Граждане Афин не платили прямых налогов, только косвенные. Особенностью деловой экономической жизни Афин была уплата местными олигархами добровольного платежа – литургии на социальные важные проекты государства. В России (2022/2023) уже появляются новости о добровольных платежах бизнеса на социально важные дела. Нет ничего нового под солнцем (1:9 Книга Екклесиаста).

В Древних Афинах ставки налогов были разными для разных видов деятельности: для земли это десятина, для торговли 3%, 4% для рудников и самые значительные ставки налогов — это транзитная торговля в проливах и портах, она достигала от 2% до 10%. Облагались даже проституция и гадания.

Граждане Афин не особо любили работать, отдавая эту обязанность метекам (чужестранцам), граждане Афин, видимо, любили пофилософствовать о ценностях демократии и бытие Зевса.

Афинский акрополь
Афинский акрополь

Но история Древних Афин знает и чрезвычайные налоги - эйсфора. Эйсфора это чрезвычайный военный налог, взымаемый со всех жителей Афин. Уплата эйсфоры производилась в установленном порядке с большим делегированием самим налогоплательщикам. Налогоплательщики делились на группы, которые предоставляли свои данные об имуществе (налоговая база). В группах выбирались ответственные плательщики, которые непосредственно и уплачивали налог в казну и впоследствии в порядке регресса предъявляли требования участникам группы для компенсации своих расходов.

Если мы уж сказали о демократии, то нельзя не отметить, что Афины признавали и очень ценили право частной собственности, но Афины были еще и социальным государством. Город платил довольствие (диеты) социально незащищенным слоям населения (бедные, старики, инвалиды).

Войны, социальные обязанности заставили собирать еще больше налогов, богатые люди, конечно, не захотели платить налоги и начали скрывать свои активы или переезжать в юрисдикции с низкими налоговыми ставками. Государственные мужи Афин вынуждены были провести перепись населения и активов и, конечно, на сцене появились доносчики. Налоговое администрирование в части взыскания недоимок в виде утаенного имущества было весьма «демократическим» конфисковывалось все имущество у налогоплательщика. В благополучные года штраф составлял десятикратную величину недоимки.

Древние Афины были экономически благополучным государством, с развитой рыночной экономикой древнего мира, с демократической системой, что и позволило мобилизоваться и победить в войне с Персидской империей, которая правила почти всем Древнем Миром своего времени.

Победа над персами вскружили голову афинянам, которые были в союзе с другими городами-государствами (Делосский союз), при этом государства-полисы должны были платить взносы за нахождение в Делосском союзе, но через некоторое время Афины уже требовали уплату этих взносов, которые они тратили на себя. Афины решили, что они всемогущие и не могли позволить, чтобы соседние государства обрели влияние в регионе, но с этим не согласилась Спарта и в результате Пелопоннесской войны Афины были разбиты Спартой государством, которое уступало Афинам в экономике, численности войск и флота, а также населением.

Статья не претендует на всеобъемлющее изучение вопроса во всех его деталях и тонкостях.