50 лет альбому.
Museo Rosenbach ,,Zarathustra" (1973)
История музыки полна примерами, когда талантливая и новаторская музыка не была вовремя по достоинству оценена, что приводило к отрицательным последствиям для создателей. Полувековой юбилей одного из лучших прог- альбомов итальянской группы Museo Rosenbach ,,Zarathustra", достойный первого ряда не только в отечественной музыке, но и в мировом развитии этого стиля, и есть прекрасный повод его вспомнить и вновь насладиться этой удивительной музыкой.
Состав:
- Stefano Galifi – vocals.
- Enzo Merogno – guitar, vocals.
- Pit Corradi – keyboards.
- Alberto Moreno – bass, piano, mellotron.
- Giancarlo Golzi – drums, percussion, vocals.
Museo Rosenbach образовалась на обломках составов двух групп, работавших в Италии в конце шестидесятых годов, а именно «La Quinta Strada» и «Il Sistema». Название группы было подобрано по имени музея, посвященного известному немецкому филологу и публицисту Отто Розенбаху. Музыканты группы росли и развивались как исполнители в середине-конце шестидесятых, играя каверы на песни преимущественно британских коллективов («The Kinks», «The Animals», «Vanilla Fudge», «Steppenwolf»)…. Но вскоре под влиянием опять-таки британцев «Pink Floyd», «Jethro Tull», «Gentle Giant» и «Genesis» начали исполнять несколько иную музыку.
Культовый роман Фридриха Ницше ,,Так говорил Заратустра" (1885 г.) удивительным образом трансформировался в концептуальный альбом, ставший единственным в недолгой истории «Museo Rosenbach. Тексты были написаны Мауро Ла Люсе, а музыка - бас гитаристом Альберто Морено с привлечением для её аранжировки, конечно, всего состава группы. Названия песен "Последний человек", "Король вчерашнего дня", "По ту сторону добра и зла", "Сверхчеловек", "Храм песочных часов", "О человеке", "О природе" и "О вечном возвращении" настраивают слушателя на философское восприятие музыки, основанной не только на идеях книги Ф. Ницше, но и на миропонимании самих музыкантов. Альбом был записан в 1972 году и увидел свет в апреле следующего года. Казалось бы такая запись, несомненно, должна была встать в один ряд с лучшими работами мирового прогрессивного рока, но...
Увы, как часто приходится говорить это НО...
Альбом потерпел не только коммерческий провал, но и идейный ( что, видимо, и стало решающим фактором скорого распада коллектива). Отсыл к книге ,,Так говорил Заратустра" был воспринят и фирмой RAI, которая просто стала его бойкотировать, и большинством покупателей как пропаганда идеологии правых. Как это часто бывает, название затмило глаза на самом внутреннем содержании и всего альбома и каждой песни в отдельности.
Не лучшим образом и сказалась обложка, которую также восприняли однобоко. Её автор - иллюстратор Цезарь Монти. В своей работе он использовал наряду с многими образами и изображение бюста Муссолини, что стало подобием ,,красной тряпки для быка". Сама же обложка очень многопланова и может восприниматься как коллаж нашей жизни, наполненной совершенно контрастными фактами истории и личностными устремлениями каждого.
По этим причинам уже в следующем 1974 году Museo Rosenbach распались. Альбом же был по достоинству оценён позже. Сейчас он является одновременно и одной из вершин итальянского прог - рока и всего стиля в целом.
50 лет прошло, а как он современно и свежо слушается и сейчас, уже в 21 веке!
Вадим Соседко, специально для Prog Island, СПб (апрель 2023)