Найти тему
Тени прошлого

Образование в Древнем Риме. Чему учили детей в школе 2000 лет назад?

Оглавление

Древние римляне прекрасно понимали важность образования. Умение читать и писать часто было условием политической карьеры, и неграмотные не могли мечтать о полноценном участии в жизни элиты вечного города. Однако образование не рассматривалось как задача государства .

Рим в период упадка республики и ранней империи не знал практически никаких форм народного образования — бесплатного и доступного широким массам общества.

Обеспечение детей образованием считалось обязанностью родителей. Или, по крайней мере, обеспечивать своих мальчиков, потому что обучение девочек чему-либо, кроме управления домом (и рабами), было редкостью.

Найди себе учителя

В богатых сенаторских семьях наем частных учителей был нормой. Греки считались лучшими наставниками. Возможно, они были освободителями, но хозяин дома также часто покупал образованного раба только для того, чтобы использовать его в качестве опекуна для своих сыновей.

-2

Обучение на улице

Простые римляне, если они вообще могли позволить себе воспитывать своих сыновей, отдавали их в частные ясли. Это были временные, небольшие учреждения, лишенные какой-либо инфраструктуры.

«Учителя организовывали занятия везде, где только могли», — объясняет Л. Дж. Траффорд в книге « Как выжить в Древнем Риме . - "Часто учили на улице, под портиками (что давало отличный щит от внезапных ливней").

Первую такую ​​школу в вечном городе предположительно организовал освобожденный Спурий Карвилий во второй половине III века до н.э.. В следующем столетии уличные ясли стали неотъемлемой частью римского пейзажа.

Как отмечает Дж. В. Мьюир на страницах почтенного Оксфордского классического словаря , управление таким местом считалось презираемым занятием, и римляне часто жаловались на соседство студентов и учителей. Больше всего их беспокоил шум — вообще он был отравой жизни в многолюдных древних мегаполисах.

Буквы, математика… и насилие

Обучение в школе обычно начиналось примерно в возрасте 7 лет. В первую очередь обучали чтению: начиная с букв, по слогам, до полных слов. Письмо также было частью учебной программы , но не столь важно. Кроме того, в уличных школах предлагались основы математики.

Физическое насилие было почти неотъемлемым элементом урока. Популярная римская поговорка гласила, что «человек, которого не пороли, не может обладать знанием».

Били не только бедных детей, но и сыновей сенаторов и богачей. Автор книги « Как выжить в Древнем Риме » даже утверждает, что мода на найм (или покупку) греческих учителей была отчасти вызвана тем, что они… исключительно рвались «вбить» наставление.

Три уровня образования

Рекомендуемая система обучения – трехступенчатая. После домашнего обучения или занятий в «начальной» школе мальчика следует отдать в гимназию примерно в 13 лет, а в ораторскую школу примерно в 15 лет.

Там они должны были научиться «искусству публичных выступлений и искусству изобретать действительно грубые оскорбления в адрес политических соперников». Однако лишь немногие могли заниматься полным циклом обучения.

-3

Более того, даже среди элиты были заметные исключения, когда вместо того, чтобы полагаться на рабов, отцы лично занимались обучением своих детей и подготовкой их к будущей жизни. Например, так поступал Като Старший. Как пишет Эл Джей Траффорд:

Строгий политик (...) решил воспитывать сына лично. Он научил его читать и писать, а также другим навыкам, таким как верховая езда. Учитывая, что одним из навыков, которые он передал своему сыну, было преодоление бурных рек, эти уроки не кажутся очень веселыми