23 апреля
Среди апостолов Христовых святой Фома занимает особое место. Про «неверующего Фому» в нашей стране с детства знают и неверующие, и верующие, беспартийные и партийные, малые дети и старики. Выражение «Фома неверующий» с незапамятных времен стало крылатым и означает недоверчивого сомневающегося человека.
Так каким же был в реальной жизни столь популярный в народе ученик Христов? Его житие на русском языке составил святитель Димитрий Ростовский.
Апостол Фома, называемый близнец (Ин. 11:16), был родом из Галилейского города Панеада. Услышав божественное учение Христа, и увидев Его чудеса, Фома последовал за Господом, который избрал его в число двенадцати апостолов.
Фома проявил себя как один из самых преданных учеников Иисуса Христа. Однажды, когда Господь находился в Галилее, пришло известие, что друг Его, Лазарь, тяжко болен. Но Христос, казалось, не обратил на это внимания, а на третий день вдруг предложил идти в Иудею. Это изумило и испугало учеников: тотчас пришли на память те опасности, которым недавно подвергался их Учитель в Иерусалиме во время праздника обновления. Они сделали попытку отклонить Иисуса от такого опасного предприятия. «Учитель! - говорили они, - давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Но Христос отвечал ученикам, что ничто не может сократить время, назначенное для Его служения на земле, и открыл им причину предпринимаемого путешествия - смерть Лазаря. «Пойдем опять в Иудею», - сказал Господь. Как не жаль было ученикам Христовым Лазаря, но им казалось, что идти в Иудею - то же, что идти на смерть. Они остановились в нерешительности. Тогда Фома выступил вперед, сказав товарищам: «Пойдем и мы умрем с Ним». Это было выражением сильной беззаветной преданности. Фома не задумывался - он видел твердость намерения Учителя и не хотел разлучаться с Ним в опасности. Горячие слова Фомы подействовали на прочих, и все, уже не сомневаясь, пошли за своим Учителем (Ин. 11:1-16).
Преданность Фомы была плодом искренней любви, сердечной привязанности ко Господу. Фома, однако, по самой природе своей, более других апостолов, был склонен держаться очевидного, и, слушая учение божественного Учителя, все же не мог отрешиться от внешних чувственных представлений. Во время последней беседы с учениками, на тайной вечери, Господь убеждал их не смущаться тем, что скоро Он их оставит, так как идет к Отцу Своему, где приготовит место и для них. «А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете», - прибавил Господь. Но не ясна была для учеников речь Господа. Фома же, особенно привыкший к очевидному, не утерпел и сказал как бы от лица всех: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» - «Я есмь путь и истина и жизнь, - отвечал Господь Фоме, - никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего». (Ин. 14:17).
Склонность Фомы к внешнему и очевидному приводила его даже к неверию. Вечером, в самый день Воскресения, Господь явился внезапно среди учеников Своих, собравшихся вместе. Двери дома были заперты. Увидав Христа, ученики испугались и в смущении думали, что это - дух. Но Господь уверил, что явился к ним Он Сам, воскресший из мертвых. Не было в это время с апостолами Фомы. Когда он позднее вернулся, остальные ученики с живой радостью рассказывали ему, что видели воскресшего Господа. Но Фома не верил. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». И вот, по прошествии восьми дней, когда опять все были вместе, в том числе и Фома, явился Христос. «Подай перст твой сюда», - обратился Он к Фоме, - и посмотри руки Мои; подай руку твою, и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома с радостью и благоговением смотрел на Господа. Он забыл и желание свое осязать руками божественные язвы, и только мог исповедать: «Господь мой и Бог мой!» Тогда Иисус кротко ему заметил: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:19-29).
«Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».
Согласно церковному преданию, святому апостолу Фоме выпал жребий проповедовать благовестие Христово в Индии. Он отправился туда вместе с неким купцом Аваном, который нанял его в качестве искусного строителя к индийскому царю Гундафору. Прибывши в Индию, Аван представил его царю, а тот показал Фоме место, где хотел строить палаты, и, определив размеры их, дал ему большое количество золота для постройки, а сам отправился в другую страну. Святой апостол, получив золото, стал раздавать его нуждающимся - нищим и убогим, сам же, подвизаясь в проповеди Евангелия, обратил многих к вере во Христа и крестил их. По прошествии двух лет царь послал апостолу еще много золота с повелением соорудить для палат великолепную крышу. Фома, получив золото, возвел очи и руки к небу, говоря: "Благодарю Тебя, Господи Человеколюбче, что Ты различными способами устрояешь спасение людей!" И снова раздавал присланное царем золото тем, кто просил у него помощи, а сам продолжал усердно проповедовать Слово Божие. По прошествии некоторого времени царь узнал, что Фома еще даже и не начинал приводить в исполнение его повеление, но, проходя по городам и селениям, проповедует какого-то нового Бога и совершает дивные чудеса. Царь пришел в сильный гнев и послал слуг своих схватить апостола. На вопросы царя о стройке святой апостол отвечал: «В жизни своей ты не можешь увидать дворца сего, но когда отойдешь из сей жизни, тогда увидишь и, с радостью поселившись в нем, будешь жить там вечно». Царь, думая, что он смеется над ним, весьма оскорбился и повелел бросить его в темницу вместе с купцом Аваном, где они должны были томиться в ожидании мучительной смертной казни. В ту же самую ночь царский брат заболел и умер. Царь, забыв прежнее свое огорчение, впал в новую скорбь и неутешно рыдал о смерти своего брата. Ангел же Божий, взяв душу умершего, вознес ее в небесные обители и, обходя тамошние селения, показывал ей многочисленные великолепные и блестящие палаты, между коими одна была так прекрасна и блестяща, что ее красоты и описать невозможно. И спросил Ангел душу: "В какой из всех палат тебе более угодно жить?" Она же, взирая на ту прекраснейшую палату, сказала: "Если бы мне было позволено пребывать хотя бы в углу той палаты, то мне ничего бы больше не было нужно". Ангел сказал: "Ты не можешь жить в этой палате, ибо она принадлежит твоему брату, на золото которого построил ее известный тебе пришлец Фома". И сказала душа: "Прошу тебя, господин, отпусти меня к брату, и я куплю у него сию палату, ибо он еще не знает красоты ее - и потом, купив ее, я снова возвращусь сюда". Тогда Ангел возвратил душу в тело, и умерший тотчас ожил и, как бы пробудившись от сна, спрашивал окружающих его о брате, и молил, чтобы царь поскорее пришел к нему. Царь, услышав, что брат его ожил, весьма обрадовался и поспешил к нему, и, увидав его живым, сделался еще радостнее. Воскресший же начал говорить ему: "Воистину, на небесах есть такая палата, о которой ты не знаешь и какой ты никогда не видал во всей поднебесной. Ее построил тебе Фома, которого ты держишь в темнице; я видел ее и дивился ее несказанной красоте и просил поместить меня хотя в одном углу ее, но это мне не было дозволено; ибо водивший меня Ангел сказал: нельзя тебе жить в ней, потому что это палата брата твоего, которую построил известный тебе Фома. Я просил Ангела, чтобы он отпустил меня к тебе, чтобы купить у тебя ту палату. Если ты любишь меня, отдай ее мне и возьми вместо нее все мое имение". Тогда царь сказал воскресшему брату: «Возлюбленный брат! Той палаты, которая находится на небе, я тебе не обещал. Но если хочешь, то мы имеем зодчего, который может построить такую же палату и тебе. Сказав это, царь тотчас послал в темницу слуг, чтобы вывести оттуда святого Фому вместе с купцом Аваном. Царь поспешил на встречу к апостолу и пал ему в ноги, прося у него прощения за свой грех против него, содеянный им по неведению. Апостол же, возблагодарив Бога, начал учить обоих братьев вере в Господа нашего Иисуса Христа, - и они, умиляясь душою, принимали с любовью его слова. Вскоре он крестил их и научил их жить по-христиански, а братья многочисленными милостынями своими создали себе вечные обители на небесах. В то время, когда он просвещал Индию, благовествуя Христа, наступило Успение Божией Матери, и апостолы из разных стран были на облаках принесены в Иерусалим для прощания с Богородицей. Один только апостол Фома по Божию изволению, явился уже после Ее погребения на третий день и очень скорбел от этого. Тогда по решению апостолов для Фомы открыли гробницу Пречистой Девы, чтобы он поклонился Ее святому телу и утешился в своей печали. Но когда гробницу открыли, то тела в ней не нашли, и тогда все уверились, что Матерь Божия, подобно Христу, воскресла в третий день и с телом вознеслась на небо. После этого Фома вновь появился в Индии и благовествовал там Христа, и многих обратил к истине, творя знамения и чудеса.
Один жрец языческий убил своего сына, но вину с себя стал слагать на апостола. Скоро разнесся об этом слух между народом. Убийство совершено было без свидетелей, и народ поверил жрецу. Фому привели на суд, как убийцу, и присудили к мучительной казни. Никто не мог свидетельствовать ни против апостола, ни за него, и сам он молчал. Все считали его преступником. Наконец Фома сказал: «Позвольте мне, и я, именем Бога моего, спрошу убитого, кто его убил». Как ни странны показались слова Фомы, однако все, просто для испытания, согласились исполнить его просьбу. Апостол помолился Богу и сказал, обратившись к мертвецу: «Именем Господа моего Иисуса Христа повелеваю тебе, юноша, сказать нам: «Кто убил тебя?» - «Отец мой убил меня», - отвечал мертвый. Тогда народ в изумлении воскликнул: «Велик Бог, проповедуемый Фомою!» Так обнаружилась невинность апостола, и вместо него осужден был сам жрец. Чудо это поразило всех, и очень многие уверовали во Христа.
Проповедуя в различных странах или областях Индии, мученическую кончину апостол принял в Каламидской стране, где правил царь Муздий. Его убили за обращение ко Христу сына и супруги царя. Он был заключен в темницу, претерпел пытки и, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Ученики с честью похоронили тело святого апостола Фомы. Части его мощей хранятся в Индии, Венгрии и на Афоне. С именем апостола Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери (празднование 6 сентября). По церковному преданию, апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Пирфии и Эфиопии.
Память апостола Фомы празднуется во вторую неделю по Пасхе (Антипасха) и 19 октября по новому стилю.
Дорогие братья и сестры!
Просим помочь храму Вмч. Димитрия Солунского в Яковлево (Сергиево-Посадский г. о.) в оплате расходов на издание книги «И остави нам долги наша». Книга недавно получила одобрение Издательского совета Русской Православной Церкви. Автор – протоиерей Вячеслав Брегеда делится своим многолетним опытом служения в храме-часовне при Московской областной психиатрической больнице № 5 г. Хотьково и другими душеполезными повествованиями. Регулярно публикуется в журнале «Русский дом» и известен православному читателю по ранее вышедшим его книгам. В 2021 году книга протоиерея Вячеслава Брегеды «Духовные светильники Карагандинской земли» стала лауреатом конкурса Издательского совета РПЦ «Просвещение через книгу». Пожертвования можно перечислить на карту Сбербанка России: 4276 1609 1314 5786.
Помогай нам всем Бог!