Найти в Дзене
Bond Voyage

День ВМФ СССР в Ленинграде полвека назад

Родной брат отца Иван Фёдорович ветеран войны, живший в г. Ленинграде на улице Бассейной, приезжая к нам в деревню, делал много фотографий, даже снимал любительское кино, смешно заводя портативную кинокамеру, стрекочущую при съёмке, как кузнечик. Однажды на берегу озера он сделал мою фотографию на фоне природы, усадив на перевёрнутую лодку, с обработанными гудроном щелями между досок, чтобы лодка не текла. Пока дядя настраивал фотоаппарат, мои трусики прилипли к нагретому солнцем гудрону, я еле от него оторвался. Мать с трудом отстирала трусы, и то только с помощью бензина, приговаривая «Какой хороший гудрон, просто так не отстираешь».

Со временем я решил научиться фотографировать самостоятельно. Будучи семиклассником, я стал посещать фотокружок, организованный для желающих, где меня научили пользоваться фотоаппаратом, проявлять фотоплёнки и печатать фотографии. Родители приобрели мне фотоаппарат «Смена-7»

-2

фотобачок, портативный фотопечатный прибор в виде чемодана и другие фотопринадлежности. Вскоре у меня появились первые собственноручно сделанные фотографии.

В конце июля 1972 года отцу предстоял рейс в г. Ленинград на овощную базу, расположенную в Петроградском районе, куда он должен был отвезти картофель, собранный с полей колхоза и затаренный в деревянные ящики. Он пообещал взять меня в поездку, чтобы я посмотрел на корабли, накануне вошедшие в реку Неву для празднования дня ВМФ СССР. Я зарядил в фотоаппарат новую плёнку.

Вечером перед поездкой отец решил проверить автомобиль ГАЗ-52, стоявший возле дома уже полностью гружёным. Двигатель, рядная «шестёрка», работал с некоторым сбоем из-за одного цилиндра. Отец поочерёдно стал проверять свечи зажигания. Отвернув гаечку с рифлёным накатом со свечи, он клал её на крышку блока, затем отсоединял высоковольтный провод, выкручивал свечу. Четвёртая оказалась подозрительной. Чтобы проверить её, он вставил провод, взял гаечку, чтобы прикрутить к свечечке и, случайно, уронил гаечку внутрь цилиндра. Как же её достать обратно? Вот проблема, она - не магнитная! Снимать верхнюю крышку блока цилиндров двигателя? Это же не наш метод! Посветили фонариком, цилиндр в нижнем положении! Его надо поднять в верхнюю точку. Я, потихоньку, с помощью «кривого стартёра» провернул двигатель, а отец подал команду «Стоп». Затем из велосипедной спицы он сделал крючок и стал пытаться им поймать заковыристую детальку через отверстие для свечи. На третий раз гаечка не выдержала оскорбительных выражений в её адрес, «клюнула» и попалась! Фу-у-у! Ура-а-а! Радостный батяня, недолго думая, поставил новую свечу, завёл двигатель, он работал ровно на всех оборотах. К поездке готовы!

ГАЗ-52, отец и я за рулём. Личное фото.
ГАЗ-52, отец и я за рулём. Личное фото.

Выехали утром в восемь часов. До Кировского моста г. Ленинграда доехали без приключений, где отец высадил меня, договорившись о встрече через три часа. Корабли находились на месте в парадном строю. Я пошёл по набережной Невы в сторону Дворцового моста. Первым кораблём была подводная лодка, увиденная мною впервые. Шарового цвета веретёнообразный корпус лодки, чёткая белая ватерлиния, моряки на ней, впечатлили моё юное сердце. «Невидимая грозная сила» под водой и любой шторм не страшен! Появилась мечта побывать на ней или, если чего, послужить.

Подводная лодка на фоне крейсера «Авроры» и катера на подводных крыльях.Личное фото. Промах с выдержкой или диафрагмой.
Подводная лодка на фоне крейсера «Авроры» и катера на подводных крыльях.Личное фото. Промах с выдержкой или диафрагмой.

За лодкой стоял небольшой корабль - тральщик, совсем не впечатлил. Следующий корабль был типа эсминца. Мне захотелось посетить его, посмотреть, как живут матросы, и узнать, что за устройства на нём и для чего предназначены. Острый, элегантно задранный кверху форштевень, наверняка позволял ему легко рассекать волны.

Эсминец бортовой № 854. Личное фото
Эсминец бортовой № 854. Личное фото

За Дворцовым мостом стоял крейсер с башнями и торчащими из них орудиями крупного калибра. Он был гораздо ближе к набережной, выглядел очень мощно.

-6

Проход вдоль него занял несколько минут. Можно было поподробнее рассмотреть части корабля. Впечатлило большое количество разных палуб, башен, антенн. Было понятно, что на нём служит большой экипаж. Часть моряков, одетых в белую парадную форму, находилась на верхней палубе.

Над Невой раздался грохот полуденного выстрела из пушки с Петропавловской крепости. Вспомнился роман Новикова-Прибоя «Цусима» о гибели русской эскадры линейных броненосцев и крейсеров. Представил, как в эту «красоту» попадёт чужой артиллерийский снаряд. Нет уж, лучше под воду, где легче спрятаться от вражеских кораблей. Хотя по воспоминаниям командира подводной лодки Л-3 Петра Денисовича Грищенко в книге «Мои друзья - подводники»

-7

купленную отцом, в войну им тоже приходилось нелегко, но они часто возвращались с победой! А поход С-13 под командованием Александра Маринеско с потоплением двух крупных немецких кораблей и «атакой века» впечатляли!

-8

Крупные корабли Балтийского флота оказались «запертыми» в Финском заливе, превращённым немцами в «суп с клёцками», и представляли собой мишень, использовались же как дальнобойная артиллерия. Вот тебе и мощь!

Центральная часть крейсера. Личное фото.
Центральная часть крейсера. Личное фото.

Но всё-таки размеры корабля впечатляли. Представил себя на месте командира. Чтобы управлять такой махиной, нужно много знать и учиться как в теории, так и на практике, кроме того это большая ответственность за экипаж и сам корабль. Размышляя об этом, я дошёл до кормы. Дальше идти смысла не было, и я повернул обратно, наблюдая за происходящими приготовлениями на корабле.

Окончание осмотра парадного строя кораблей. Личное фото.
Окончание осмотра парадного строя кораблей. Личное фото.

Вернулся к Дворцовому мосту как раз к моменту погружения подводной лодки. Она находилась ближе к Васильевскому острову, ограждение рубки скрылось под водой, на поверхности остался только перископ, вращающийся то в одну, то в другую сторону. Я посмотрел на наручные часы. О-о! Мне пора идти в сторону Марсова поля, условленному месту встречи с отцом. Не дождавшись всплытия лодки и сожалея об этом, я быстро пошёл по набережной к Кировскому мосту. Где-то на полпути к нему впереди раздался металлический грохот. Я вскинул взор на шум и, как в замедленной съёмке, увидел, как почти с середины моста вниз летела грузовая автомашина с обломками ограждения моста и пустыми деревянными ящиками, сложенными в пакеты по три штуки. Перед самым падением в воду, водительская дверь кабины открылась, и из неё в воду выпрыгнул водитель. Высокий всплеск воды, грузовая машина, однотипная с машиной отца, ушла на дно. По поверхности Невы поплыли ящики, рядом торчала чёрная круглая точка – голова водителя. К месту падения устремился патрульный катер.

Сердце забилось в тревоге – неужели отец. Да ну, не может быть! Он же такой опытный и осторожный водитель. А вдруг… Я в расстройстве бросился бежать к мосту, ведь тип автомобиля и направление движения совпали, номер разглядеть не удалось. В голове вертелся мучительный вопрос: "Неужели я опоздал, а отец поторопился?"

На мосту у пролома ограждения остановился автомобиль ГАИ, офицер милиции осматривал место происшествия, что-то писал в блокноте, связываясь по радиостанции с патрульным катером. Ящики уже отплыли на приличное расстояние, а катер помчался к причалу. Я подбежал к офицеру милиции, поздоровался, представился и объяснил ситуацию. Он меня успокоил, что фамилия водителя другая. У меня отлегло от сердца. Переведя дух, и всё ещё не веря в своё счастье, я уточнил для верности, затем поблагодарил за информацию. Немного постояв и приведя сознание в нормальное состояние, я распрощался и пошёл вниз по мосту, постоянно оглядываясь назад на дорогу, чтобы не пропустить отца.

Полчаса ожидания у Марсова поля, показались вечностью. Наконец я увидел грузовик со знакомым номером. Нахлынула радость, всё окончательно встало на свои места. Быстро запрыгнув в кабину, я рассказал об увиденном отцу. Тот обратил внимание на повреждение моста, но, естественно, не мог знать, что произошло. Он покачал головой, вспомнил меткое выражение, что, как говорили в школе ДОСААФ, есть три типа водителей: «от бога, ну - с богом, и не дай бог!». К женщинам это выражение тогда не относилось, потому что в то время их были единицы.

Ленинград проехали быстро, за Гатчиной отец остановил автомобиль на обочине и сказал: «Давай – рули! Только делай всё так, как я тебя учил». За рулём моё сознание переключилось на управление автомобилем, добавилась ответственность. Взгляд в зеркало заднего вида, включение левого поворота, выжим сцепления, вторая передача, педаль газа, плавное трогание с места, набор скорости. Движение по трассе Ленинград-Псков в те годы не было таким интенсивным, как сейчас. Двигатель работал исправно, ровно и без натуги, приборы показывали норму, бензина должно хватить без дополнительной заправки, спидометр плавно отсчитывал километры, но мозг требовал оценивать обстановку на все 32 румба. Через некоторое время отец спросил:

- Ты чего 80 км/час едешь? Снижай скорость!

- Так автомобиль сам её набирает, домой побыстрее хочет!

Домой вернулись без происшествий, хотя проезд через Лугу отец доверил мне впервые. Помогли полная концентрация и ранее отработанные навыки, подсказки отца. Мать накормила нас обедом и ужином одновременно. До кровати я добрался в полусонном состоянии и «отрубился» до того момента, когда голова оказалась на подушке.

P. S.

Через много лет, перед очередной годовщиной 7 Ноября, отцу вручили удостоверение и знак «За работу без аварий I-ой степени».

Николай Санаев. Редактировал Bond Voyage.

Другие рассказы автора читайте здесь:

Истории из деревни Домкино | Bond Voyage | Дзен

Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк и написать комментарий. Он старался для Вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.

==========================

Желающим приобрести авантюрный роман "Одиссея капитан-лейтенанта Трёшникова" обращаться kornetmorskoj@gmail.com

В центре повествования  — офицер подводник  Дмитрий  Трешников, который волею судеб попал служить военным советником в Анголу, а далее окунулся в гущу невероятных событий на Африканском континенте.

Начало романа читайте здесь:

===================================================