1,4K подписчиков

Рябчик Радде и другие фритиллярии

541 прочитал

Сейчас в саду наравне с императорским цветёт менее известный и менее пафосный Рябчик Радде (Fritillaria raddeana). Это растение также быстро формирует эффектный высокий стебель и уже в конце апреля — начале мая в Средней полосе расцветает. Цветение также похоже на цветение Рябчика императорского (Fritillaria imperalis) — листочки на вершине стебля образуют хохолок, под которым по кругу размещаются колокольчатые цветки. Сами цветки раскрываются сильнее, а краешки лепестков красиво отгибаются. Однако цвет лепестков более сдержанный — коричневато-зелёный.

К сожалению, Рябчик Радде также не прост в культуре, как императорский. Он не выносит замокания и тяжёлых почв — но это ещё полбеды и относительно легко поправить при посадке. Проблема всех эти ближневосточных рябчиков — требование прогрева луковицы летом. На сухих горных склонах где-нибудь в Иране с этим проблем нет. А вот у нас луковицы могут недополучить тепла под землёй — особенно, если посажены глубоко (а этого как раз требует агротехника и устройство мощного ростка, для которого луковица является якорем) и оказывается в затенении от разросшихся к лету соседей. Или если лето будет холодным и дождливым. Если всё это произойдёт, луковица не заложит цветочные почки и на следующий сезон цвести не будет. Эту картину частенько можно видеть даже в московских палисадниках — эффектные курятины рябчиков и ни одного цветочка.

Признаюсь, я тоже с этим столкнулся и после двух сезонов Рябчик Радде у меня сошёл на нет. Как и рябчики императорские (которые на нет свёл я сам). И я не планировал их возобновлять, пока не открылась возможность посадить луковицы на солнечном лугу на территории школы. Кто знает, может быть здесь рябчики смогут прогреваться летом в достаточной мере? Или у меня и здесь скоро будет лес? )

Есть, правда, и вторая опция — выкапывать луковицы сразу после отмирания верхней части и хранить до середины августа в сухом, тёплом продуваемом месте. Балкон, правда, не очень для этого годится — уж очень они неприятно пахнут. Да и вообще, возиться с выкопкой ежегодно — это не мой вариант.

Взрослые луковицы рябчиков очень крупные — размером с кулак. Отверстие в центре — место размещения высохшего теперь побега.
Взрослые луковицы рябчиков очень крупные — размером с кулак. Отверстие в центре — место размещения высохшего теперь побега.

В любом случае, гораздо более правильным в нашем климате является другое решение — переключиться на выращивание подходящих видов рябчика — пусть и не таких эффектных, как императорские или даже радде. Я, например, вырастил из семян, полученных с процветших растений, изначально посаженных луковками, целую полянку белоцветковой формы Рябчика шахматного (Fritillaria meleagris) — это не очень трудно и я всем рекомендую такой метод для получения большого количества луковиц! Тем более, что белая форма сохраняется в пересеве.

В моей детской грядке подрастают сеянцы жёлтоцветкового американского Рябчика скромного (Fritillaria pudica). А в мамином саду растут высокие, но мрачноватые и склонные валиться, если не имеют опоры, Рябчики русские (Fritillaria ruthenica), которые впрочем, воспринимаются вполне жизнерадостно на фоне больших цветочных полян, сформированных белой и синей Пролеской сибирской (Scilla siberica)…

Пробовал я выращивать и бледные Рябчик Михайловского (Fritillaria michailovskyi) и Рябчик лисьеягодный (Fritillaria uva-vulpis). Но мне они не зашли — слишком блеклые. Кроме того есть несколько эффектных кавказских, сибирских и дальневосточных видов с достаточно яркими/светлыми цветами. И, самое главное, все они не требуют выкопки после вегетации и хорошо зимуют.

А у вас цветут рябчики?

Если вам понравилась статья, можете поставить лайк и подпишитесь на канал. Ваши замечания и вопросы жду в комментариях ниже.

Другие мои статьи о примечательных растениях сада доступны здесь:

Есть также отдельная подборка с весенними первоцветами и луковичными:

* * *

Все фото сделаны мной в ботаническом московском палисаднике "Сад в город!" и в саду мамы в Волго-ахтубинской пойме. Использование материалов статьи без разрешения запрещено.