Найти тему

Как научить ребёнка учиться?

Моя дочь иногда расстраивается:

— Почему не получается сразу?! — топает она ножкой.

— Практически ни у кого не получается с первого раза, — развожу я руками.

Даже мне не сразу удалось настроить образовательный процесс. Хотя я морально готова, училась на педагога-психолога, получила диплом магистра социальной психологии, читала множество книг об общении, обществе и воспитании. Но главное — не падать духом!

Первый год семейного обучения был периодом расшколивания для меня и адаптации к увеличившемуся объёму информации для дочери.

Мне помогли книги и сайты о современной педагогике и нейропсихологических методиках (блог Шамиля Ахмадуллина, видео Романа Соловьева, Татьяны Рик, лекции Татьяны Черниговской и тема Сатьи Даса «Семь с половиной видов характеров у детей»).

Послушать умных людей всегда полезно. Человек так устроен: перенимает успешный опыт и применяет его в жизни. Именно поэтому необходимо заботиться о качественном контакте со своим ребёнком, показывать ему собственные достижения.

Я переработала огромное количество информации о современных и классических методиках обучения, процессах восприятия, вариантах формирования знаний, умений и навыков.

И вычеркнула из своей педагогической практики:

  • неэффективную оценочную систему;
  • бесконечное сидение за партой;
  • домашние задания, исключение — китайский язык, который учим самостоятельно по просьбе репетитора;
  • ограниченные по времени творческие занятия;
  • каникулы в классическом понимании этого слова.

О последнем пункте могли бы поспорить люди, убеждённые, что отдых — это ничегонеделание. Но отдых — смена деятельности. Устал ребёнок от математики, объявляем перерыв и переключаемся на литературу или биологию. Лето? Тетрадкам уделяется около часа в день. По дороге на речку слушаем аудиокниги, изучаем растения, правила безопасности на воде и солнце. Учимся любоваться окружающим миром, готовить блюда для жарких дней, рисуем на природе.

Когда ребёнок привыкает быть занятым, он не выбивается из ритма.

Творчество, как и точные науки, хорошо развивает мозг. Когда человек генерирует новое, биокомпьютер проводит большую работу. Это не развлечение, а развитие. Пусть ребёнок нарисовал лису кривоватой. Но ведь он изобразил её сам — вот что важно.

В этом и заключалась одна из моих педагогических задач: показать дочери, что она может создать что-то — необязательно покупать вещь в готовом виде. Рисование на футболках, шитьё для кукол, вязание «костюмчиков» для пальчикового театра, лепка, конструирование… Вариантов много, а итог один: осознание, что можно самому создать нечто новое — от постановки задачи и выбора материала до полного завершения. И сделать это так, как ты видишь и хочешь. Не получилось? Тоже опыт. Попробуй ещё раз.

Мозг любит поглощать информацию. Нужно лишь понять, в каких объёмах и видах её готов воспринимать человек в конкретном возрасте.

С чего стоит начинать СО? С чёткого понимания типа темперамента и модальности ребёнка. Это ключ к подбору правильных методик. Необходимо также желание самого обучающегося. Дети интуитивно тянутся к знаниям, а задача родителя — обеспечить безопасный доступ к информации.

Семейное обучение у нас началось с 1-го класса. Платформу для аттестации я присмотрела за три года до этого, и выбор был очевиден — «Хочу Учиться». Я довольна — всё быстро, чётко и по делу, на вопросы отвечают всегда, есть связь по почте и мессенджеру.

Помимо занятий, в наш семейный досуг входят: посещение музеев, мастер-классов и театров, чтение книг по вечерам, развивающие настольные игры, поездки на природу. Получение общих впечатлений и культурный отдых — неотъемлемая часть развития социализированной личности.

Семья — самое важное, что есть у человека, и семейное обучение видится мне прекрасной возможностью создать общую систему ценностей, знаний, интересов.

Многие опасаются за социализацию своих детей на СО. Дескать, детский сад, школа, университет, трудовой коллектив — традиционные места для формирования личности. Но зачастую люди отказываются от стереотипов, и в этом плане семейное образование — большой шаг вперед.

Радует, что на СО можно расширить предметный ряд, учитывая интересы дочери. Поэтому кроме обязательных дисциплин, учитывая возрастные особенности, изучаем:

  • физику — «Физика для малышей» Леонида Сикорука плюс энциклопедии;
  • астрономию — «Алька в Солнечном королевстве», «Как Алька с друзьями планеты считал», «Странствия Альки и гномов по Млечному Пути» Ефрема Левитана;
  • биологию — цикл уроков по окружающему миру Романа Соловьева, энциклопедию «Театр человеческого тела», книги Кэрола Доннера «Тайны анатомии» и «Как взрослеют девочки» плюс издания из библиотеки о животных и растениях;
  • русский язык;
  • ОБЖ;
  • кулинарию;
  • китайский язык;
  • ремесло лепки из глины.

Опыт нашей семьи на СО позитивный. Главное, быть готовым к сотрудничеству, осознанно менять свои установки, не упираться в методику, если она не по душе детям.

То, что взрослому иногда кажется неотъемлемой частью учёбы, может таковым не оказаться. Если ребёнок плохо читает, нет смысла заставлять его часами сидеть за книгой — это неэффективно. Достаточно позаниматься по нейропсихологической методике и получить блестящий результат. Здесь отлично работает «Скорочтение» Шамиля Ахмадуллина. В 7 лет ребёнок будет читать быстрее родителя. Современные методики также исправляют некрасивый почерк.

Обучение — это путь, полный удивительных открытий, вдохновляющих на покорение новых вершин, и он продолжается всю жизнь. Сдав ЕГЭ или защитив диплом, человек продолжает учиться новому. Однако профессии, ценившиеся ещё 15 лет назад, теряют актуальность. Поэтому ребёнка необходимо научить учиться, находить ответы, проверять достоверность информации, применять знания на практике и создавать вещи самому.

Автор: Alicia Ruva, писатель, мама дочери на СО.

Если статья показалась полезной, ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые публикации.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.
Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.

Читайте также другие статьи автора: