519 подписчиков

Человек, который смог. Томас Гейнсборо

Данная публикация создана в рамках открытого конкурса проводимого здесь:

Не секрет, что этот мир состоит из людей. И хоть я не склонен к поверхностным оценкам и сортировке на ценных и менее ценных, есть люди объективно оставившие след, сумевшие повлиять на свою профессию, а может даже больше. Те, кто не ищет лёгких путей, они прокладывают собственный. Такие дороги не часто вымощены золотом, славой, признанием. Но человек пытливый, требовательный к себе всегда найдет возмость приблизиться к абсолюту, идеалу.

То́мас Ге́йнсборо (англ. Thomas Gainsborough; 14 мая 1727, Садбери, Саффолк — 2 августа 1788, Лондон) — английский живописец, график, портретист и пейзажист.

Родился в городке Садбери, в восточной части Англии. Он был девятым ребенком в семье, самым младшим. Отец — Джон Гейнсборо — торговал сукном, сделанным на дому пряхами и ткачами, владел городской монополией на изготовление саванов (одежды для усопших). Периодически ему приходилось совершать довольно дальние деловые поездки в материковую часть Европы — во Францию и Голландию.

Биограф Томаса Гейнсборо, Уильям Фулхер, отмечал находчивость Джона, который постоянно пытался извлекать дополнительные, зачастую не совсем легальные доходы от своей деятельности. Однажды таможенники получили сведения о том, что в повозке Гейнсборо следующей ночью через границу, провозится контрабандная водка. Проверявший военный попытался досмотреть транспорт. Со словами «Сейчас я вам покажу!» — Джон выхватил саван и… завернулся в него с головой. Шокированные этой сценой таможенники вынуждены были ретироваться.

Впрочем, торговля Гейнсборо старшего, не всегда приносила прибыль. Как отмечают современники, Джон обладал мягким характером и часто прощал должников, что в итоге привело его к банкротству.

Данная публикация создана в рамках открытого конкурса проводимого здесь: Не секрет, что этот мир состоит из людей.

Мать Томаса — Сюзанна — увлекалась живописью. Особенно хорошо у нее получалось писать цветы. Ее работы не сохранились, но, судя по всему, именно она вдохновила сына на первые эксперименты с кистью и холстом.

В 13 лет он отправляется в Лондон с целью стать художником, посещает уроки рисования, начинает продавать пейзажи — и с этого времени уже обеспечивает себя сам.

Несмотря на то, что Гейнсборо был страстным поклонником пейзажной живописи, прославился и вошел в историю как талантливый портретист.

Томас очень любил животных, в портретах его кисти часто можно увидеть рядом с людьми собак, которые зачастую могут показаться более характерными и выразительными, чем их хозяева. Одна из первых известных работ художника, выполненная в 1745 году, — это портрет бультерьера Бампера. На обороте холста художник оставил надпись: «Замечательно умный пес».

В 19 лет Гейнсборо женился на Маргарет Барр, незаконнорожденной дочери герцога Бофора, который закрепил за ней пожизненное наследство — 200 фунтов в год. Молодые люди выбрали для бракосочетания необычное место — Мейферскую часовню, знаменитую тем, что там венчали вступающих в брак против воли родителей. Вероятно, семье Томаса не слишком нравилось происхождение невестки.

В Лувре хранится автопортрет художника с супругой: перед нами галантная сцена, в которой юноша восхищенно смотрит на свою спутницу, одетую в нежно розовое платье.  Картина выполнена в модном французском стиле рококо, когда в живописи было принято создавать атмосферу непринужденной романтики. По мнению современников, Маргарет была невероятно хороша собой. В браке у Гейнсборо родились две дочери, чьи портреты также сохранились.

Данная публикация создана в рамках открытого конкурса проводимого здесь: Не секрет, что этот мир состоит из людей.-2

Чаще всего художники по складу характера либо амбициозны и предрасположены к эпатажу, либо, наоборот, застенчивы, скромны и склонны к рефлексии.  Гейнсборо относился ко вторым: не верил в свой талант до конца жизни, был к себе чрезвычайно придирчив. В начале карьеры богатых покровителей у Томаса не было, но благодаря харизме и общительности он быстро обзаводился друзьями.

Жизнь в Лондоне (с высокой конкуренцией среди живописцев) почти не приносила денег. По этой причине художник решил покинуть столицу. Его взгляд устремлен в сторону небольших провинциальных городов, где, по мнению Томаса Гейнсборо, шансы на то, что его наконец-то заметят, будут выше. В итоге, оказался в Ипсуиче, где среди торговцев шерстью и сельскохозяйственными продуктами стал искать заказчиков для своих работ.

Денежный вопрос решился далеко не сразу, об этом свидетельствует письмо, в котором художник красноречиво высказывается по поводу своих текущих дел: «Я заходил вчера к одному своему другу в надежде занять денег, чтобы расплатиться с вами, но из этого ничего не вышло. Но так как через неделю я кончу портрет адмирала, вы получите деньги... Очень сожалею, что так случилось, вы же знаете, что мне не лучше вашего удается заработать, но, когда мне заплатят, вы получите деньги в первую очередь».

Можно себе представить, как он обрадовался, когда некий местный помещик, якобы прослышавший, что в городе появился новый живописец, послал за ним слугу. В дороге Гейнсборо размышлял о предстоящем заказе: что это будет, портрет или вид поместья (популярный заказ в то время)? Или и то и другое? На месте его ждал сюрприз: некий джентльмен распахнул окно, выходящее на лужайку перед домом, и стал подсчитывать, сколько материала потребуется для окраски оконных рам и дверей. Художник понял, что его приняли за маляра и, не дослушав «заказчика», спешно покинул поместье оскорбленным.

"Дама в голубом", Эрмитаж
"Дама в голубом", Эрмитаж

Картины Гейнсборо привлекают своей уникальной техникой исполнения, выделявшей его на фоне коллег-современников. Считается, что манера такого воздушного письма сформировалась у художника еще в ранние годы.

Среди приемов Томаса можно выделить его «фирменные». Например, работу красками на холсте без нанесения предварительного эскиза, а также использование огромных кистей: длина некоторых могла достигать 6 футов — то есть около 180 см! Как свидетельствует очевидцы, художник любил разводить краски в обычных кастрюлях, что приводило в ужас его кухарку.

Возможно, именно благодаря этому и возникает ощущение непринужденности героев его картин. Этот эффект усиливается за счет смелого распределения световых пятен: игра света на картинах Гейнсборо создает ощущение мимолетного, ускользающего на наших глазах мгновения. Такой прием через два столетия будут активно использовать и развивать в своих работах художники-импрессионисты.

Данная публикация создана в рамках открытого конкурса проводимого здесь: Не секрет, что этот мир состоит из людей.-4
Данная публикация создана в рамках открытого конкурса проводимого здесь: Не секрет, что этот мир состоит из людей.-5

Искусствовед Дмитрий Гуг отмечает:
"Гейнсборо сделал огромное количество рисунков, этюдов и зарисовок, постоянно экспериментируя с разными типами бумаги и другими материалами, рисовал мелом, пером, акварелью.Художник искал новые подходы и методы в живописи. Работать Гейнсборо всегда начинал в затемнённом помещении, чтобы детали не отвлекали от композиции, а по мере готовности полотна впускал в мастерскую всё больше света. Именно свет стал главным «ноу-хау» Гейнсборо. Его пейзажи и портреты, органично вписанные в пейзаж, пронизаны особым, чисто английским ощущением света, сплавляющего предметы на картине в волшебное целое."

Что касается пейзажей, то здесь Гейнсборо стремился к реалистичности и поэтому редко возвращался с прогулки с пустыми руками. На улице он собирал приглянувшиеся атрибуты, которые могли бы стать «моделями» для его пейзажной живописи: подходило все: корни, камни, мох. Так в мастерской художника, при помощи возможных подручных средств, появлялся мини-ландшафт изображаемой местности. Работать Гейнсборо предпочитал ночью: по его мнению, «при искусственном свете все кажется красивее, так как свет и тень ложатся более широко».

Музыка

Гейнсборо был страстным поклонником музыки: обладал прекрасным слухом, «мог исполнить любую мелодию на скрипке, гитаре, клавесине или флейте», играл на фаготе, арфе и лютне, виоле да гамба. Более того, среди друзей Гейнсборо музыкантов было даже больше, чем художников, в их числе: Карл Фридрих Абель, младший сын Иоганна Себастьяна Баха — Иоганн Кристиан Бах, итальянский композитор и скрипач-виртуоз Феличе де Джардини. Благодаря таким выстроенным культурным связям между художником и музыкантами появилась настоящая галерея великих музыкантов XVIII столетия кисти Гейнсборо.

Данная публикация создана в рамках открытого конкурса проводимого здесь: Не секрет, что этот мир состоит из людей.-6
Данная публикация создана в рамках открытого конкурса проводимого здесь: Не секрет, что этот мир состоит из людей.-7

Жизнь в музыкальной атмосфере помогала художнику в живописи достигать гармонии тонов и их модуляций. Путешествуя по Англии, Гейнсборо в каждом новом городе вступал в местное музыкальное сообщество, чтобы играть на любимой виоле да гамба и общаться. Композитор Уильям Джексон писал: «Профессией Гейнсборо была живопись, а музыка развлечением; но иногда казалось, что именно музыка была его основным занятием, а живопись - утехой».

О том, что эти слова композитора не просто красивая аллегория, можно судить по этому отрывку из письма Гейнсборо Джексону:

«Меня тошнит от портретов, ужасно хочется взять свою виолу да гамба и удалиться в какую-нибудь милую деревню, где я мог бы писать пейзажи и наслаждаться последними годами жизни в покое и тишине. Но эти важные дамы, их чаепития, танцульки, ловля мужей и прочее и прочее выманят у меня обманом мой последний десяток лет. Но с этим ничего не поделаешь — вы это знаете, Джексон. Надо тащиться дальше и радоваться позвякиванию бубенчиков, но только, проклятие, я ненавижу, когда поднимают пыль, ненавижу хомут упряжки, заставляющий придерживаться все той же дороги, тогда как другие, не имея и половины моего вкуса, едут в крытых экипажах, удобно вытянув ноги, любуясь зелеными деревьями и голубыми небесами. Все это чертовски тяжело. Я утешаюсь тем, что у меня есть пять виол да гамба...»
Данная публикация создана в рамках открытого конкурса проводимого здесь: Не секрет, что этот мир состоит из людей.-8
Данная публикация создана в рамках открытого конкурса проводимого здесь: Не секрет, что этот мир состоит из людей.-9

Дети

Одна из самых сложных задач для художника — создание детского портрета. Труднее всего передать непосредственность и изменяющиеся на глазах характер и внешность. Но Гейнсборо — один из немногих художников, которого смело можно назвать мастером детского портрета. На его картинах дети выглядят на свой возраст, что также большая редкость. Их нежность, особая детская выразительность, шаловливость и добрая простота показаны корректно и психологически точно.

За свою жизнь мастер создал целый ряд замечательных портретов, но самым его известным считается трогательная и эмоциональная работа "Мальчик в голубом".


В качестве модели Гейнсборо пригласил сына торговца скобяной лавки. История сохранила его имя - Джонатан Баттл. Но разве скажешь, что перед нами небогатый мальчуган? Нет. Живописец нарядил его в богатый аристократический костюм, переливающийся своей атласной тканью. Красивая поза, гордая осанка - и вот черты сына торговца стали приобретать холёность, а поза дворянское благородство.

В этой работе явственно читается след Антониса ван Дейка. Гейнсборо лишает портрет нарочитой парадности - непринуждённая поза, живое выражение на лице, всё это придаёт работе эмоциональность и очарование. Главная красота картины, в колористическом исполнении. Здесь мастер использует свой излюбленный приём, а именно растворение одного цвета в другом. На генеральный тон автор аккуратными мазками накладывает цвет отличающейся по тону, оттого фактура получается текучей и переливающейся.

Спустя несколько столетий картина вдохновила Квентина Тарантино на создание образа главного героя фильма "Джанго Освобождённый". Джанго в исполнении Джейми Фокса облачили почти в такой же наряд как у мальчика с картины Гейнсборо.

"Джанго освобожденный"
"Джанго освобожденный"

Томас Гейнсборо никогда (в отличие от своего отца) не совершал заграничных поездок, но такие знаковые живописцы Франции, как Антуан Ватто, регулярно посещали Англию, а среди коллекционеров популярностью пользовались картины Франсуа Буше и Никола Ланкре. Именно у них художник научился создавать особую элегантную, так называемую рокайльную линию. Французские художники эпохи рококо первыми начали изображать на своих полотнах сцены отдыха галантного общества в изысканных парках, что подвигло Гейнсборо соединить в своем творчестве два жанра — столь любимый им пейзаж и востребованный портрет — в так называемых разговорных портретах на фоне природы.

Данная публикация создана в рамках открытого конкурса проводимого здесь: Не секрет, что этот мир состоит из людей.-11

Гейнсборо был единственным крупным английским портретистом, который посвятил много времени пейзажным зарисовкам. Он сделал большое количество рисунков мелом, пером, акварелью, всегда стремился найти новую бумагу и новые методы. Такие этюды живописец никогда не продавал и, хотя многие из них тесно связаны с картинами, это не наброски в привычном смысле, а произведениями искусства сами по себе.

Наследие

Томас Гейнсборо умер 2 августа 1788 года, в возрасте 61 года.

По его завещанию был похоронен на территории церкви святой Анны в лондонском районе Кью, известном своим пышным и разнообразным ландшафтом. Это оказалось самое подходящее место для художника, который любил пейзажи и стал известен благодаря элегантным мазкам и необычайному чувству света.

Для своего времени Гейнсборо считался нетипичным и странным художником, часто проигрывая конкуренцию современникам-портретистам — его работы почти не появлялись на ежегодных выставках Королевской академии художеств. Несмотря на это, к концу жизни у него сложился хороший круг заказчиков, среди которых были и представители королевской семьи. После его смерти главный конкурент Джошуа Рейнольдс произнес речь перед выпускниками академии, в которой назвал Гейнсборо «гением, возвысившим английскую школу живописи». Впоследствии картинами Томаса вдохновлялись многие британские художники, включая Джона Констебла и Уильяма Тернера, и, как оно часто бывает, Гейнсборо с каждым десятилетием получал все больше признания.

Росту популярности Гейнсборо и новому признанию его заслуг во многом способствовала Национальная галерея в Лондоне, которая в 1827-м и 1830 годах приобрела его «Водопой» и «Поездку на рынок».

В своей лекции в Британском институте 16 июня 1836 года Джон Констебл отдал дань предшественнику самыми трогательными словами: «Пейзажи Гейнсборо успокаивающие, нежные и волнующие. Тишину полудня, глубину сумерек, жемчужную чистоту утренней росы – всё можно найти на полотнах этого самого благожелательного и добросердечного человека. При взгляде на них у нас выступают слёз на глазах, и мы не знаем, что их вызывает».

Я не искусствовед, не знаток, но точно могу сказать, во все времена, были есть и будут люди, способные сделать то, что они задумали, реализовать свой потенциал и привнести в мир частицу себя.

Материал полезен и созвучен? Ставь 👍, пиши чего нибудь в комментах. Репост приветствуется, но не наказывается. Подписка - это взаимные обязательства 😏

Другое от Мазая: