Данная публикация создана в рамках открытого конкурса проводимого здесь:
Не секрет, что этот мир состоит из людей. И хоть я не склонен к поверхностным оценкам и сортировке на ценных и менее ценных, есть люди объективно оставившие след, сумевшие повлиять на свою профессию, а может даже больше. Те, кто не ищет лёгких путей, они прокладывают собственный. Такие дороги не часто вымощены золотом, славой, признанием. Но человек пытливый, требовательный к себе всегда найдет возмость приблизиться к абсолюту, идеалу.
То́мас Ге́йнсборо (англ. Thomas Gainsborough; 14 мая 1727, Садбери, Саффолк — 2 августа 1788, Лондон) — английский живописец, график, портретист и пейзажист.
Родился в городке Садбери, в восточной части Англии. Он был девятым ребенком в семье, самым младшим. Отец — Джон Гейнсборо — торговал сукном, сделанным на дому пряхами и ткачами, владел городской монополией на изготовление саванов (одежды для усопших). Периодически ему приходилось совершать довольно дальние деловые поездки в материковую часть Европы — во Францию и Голландию.
Биограф Томаса Гейнсборо, Уильям Фулхер, отмечал находчивость Джона, который постоянно пытался извлекать дополнительные, зачастую не совсем легальные доходы от своей деятельности. Однажды таможенники получили сведения о том, что в повозке Гейнсборо следующей ночью через границу, провозится контрабандная водка. Проверявший военный попытался досмотреть транспорт. Со словами «Сейчас я вам покажу!» — Джон выхватил саван и… завернулся в него с головой. Шокированные этой сценой таможенники вынуждены были ретироваться.
Впрочем, торговля Гейнсборо старшего, не всегда приносила прибыль. Как отмечают современники, Джон обладал мягким характером и часто прощал должников, что в итоге привело его к банкротству.
Мать Томаса — Сюзанна — увлекалась живописью. Особенно хорошо у нее получалось писать цветы. Ее работы не сохранились, но, судя по всему, именно она вдохновила сына на первые эксперименты с кистью и холстом.
В 13 лет он отправляется в Лондон с целью стать художником, посещает уроки рисования, начинает продавать пейзажи — и с этого времени уже обеспечивает себя сам.
Несмотря на то, что Гейнсборо был страстным поклонником пейзажной живописи, прославился и вошел в историю как талантливый портретист.
Томас очень любил животных, в портретах его кисти часто можно увидеть рядом с людьми собак, которые зачастую могут показаться более характерными и выразительными, чем их хозяева. Одна из первых известных работ художника, выполненная в 1745 году, — это портрет бультерьера Бампера. На обороте холста художник оставил надпись: «Замечательно умный пес».
В 19 лет Гейнсборо женился на Маргарет Барр, незаконнорожденной дочери герцога Бофора, который закрепил за ней пожизненное наследство — 200 фунтов в год. Молодые люди выбрали для бракосочетания необычное место — Мейферскую часовню, знаменитую тем, что там венчали вступающих в брак против воли родителей. Вероятно, семье Томаса не слишком нравилось происхождение невестки.
В Лувре хранится автопортрет художника с супругой: перед нами галантная сцена, в которой юноша восхищенно смотрит на свою спутницу, одетую в нежно розовое платье. Картина выполнена в модном французском стиле рококо, когда в живописи было принято создавать атмосферу непринужденной романтики. По мнению современников, Маргарет была невероятно хороша собой. В браке у Гейнсборо родились две дочери, чьи портреты также сохранились.
Чаще всего художники по складу характера либо амбициозны и предрасположены к эпатажу, либо, наоборот, застенчивы, скромны и склонны к рефлексии. Гейнсборо относился ко вторым: не верил в свой талант до конца жизни, был к себе чрезвычайно придирчив. В начале карьеры богатых покровителей у Томаса не было, но благодаря харизме и общительности он быстро обзаводился друзьями.
Жизнь в Лондоне (с высокой конкуренцией среди живописцев) почти не приносила денег. По этой причине художник решил покинуть столицу. Его взгляд устремлен в сторону небольших провинциальных городов, где, по мнению Томаса Гейнсборо, шансы на то, что его наконец-то заметят, будут выше. В итоге, оказался в Ипсуиче, где среди торговцев шерстью и сельскохозяйственными продуктами стал искать заказчиков для своих работ.
Денежный вопрос решился далеко не сразу, об этом свидетельствует письмо, в котором художник красноречиво высказывается по поводу своих текущих дел: «Я заходил вчера к одному своему другу в надежде занять денег, чтобы расплатиться с вами, но из этого ничего не вышло. Но так как через неделю я кончу портрет адмирала, вы получите деньги... Очень сожалею, что так случилось, вы же знаете, что мне не лучше вашего удается заработать, но, когда мне заплатят, вы получите деньги в первую очередь».
Можно себе представить, как он обрадовался, когда некий местный помещик, якобы прослышавший, что в городе появился новый живописец, послал за ним слугу. В дороге Гейнсборо размышлял о предстоящем заказе: что это будет, портрет или вид поместья (популярный заказ в то время)? Или и то и другое? На месте его ждал сюрприз: некий джентльмен распахнул окно, выходящее на лужайку перед домом, и стал подсчитывать, сколько материала потребуется для окраски оконных рам и дверей. Художник понял, что его приняли за маляра и, не дослушав «заказчика», спешно покинул поместье оскорбленным.
Картины Гейнсборо привлекают своей уникальной техникой исполнения, выделявшей его на фоне коллег-современников. Считается, что манера такого воздушного письма сформировалась у художника еще в ранние годы.
Среди приемов Томаса можно выделить его «фирменные». Например, работу красками на холсте без нанесения предварительного эскиза, а также использование огромных кистей: длина некоторых могла достигать 6 футов — то есть около 180 см! Как свидетельствует очевидцы, художник любил разводить краски в обычных кастрюлях, что приводило в ужас его кухарку.
Возможно, именно благодаря этому и возникает ощущение непринужденности героев его картин. Этот эффект усиливается за счет смелого распределения световых пятен: игра света на картинах Гейнсборо создает ощущение мимолетного, ускользающего на наших глазах мгновения. Такой прием через два столетия будут активно использовать и развивать в своих работах художники-импрессионисты.
Искусствовед Дмитрий Гуг отмечает:
"Гейнсборо сделал огромное количество рисунков, этюдов и зарисовок, постоянно экспериментируя с разными типами бумаги и другими материалами, рисовал мелом, пером, акварелью.Художник искал новые подходы и методы в живописи. Работать Гейнсборо всегда начинал в затемнённом помещении, чтобы детали не отвлекали от композиции, а по мере готовности полотна впускал в мастерскую всё больше света. Именно свет стал главным «ноу-хау» Гейнсборо. Его пейзажи и портреты, органично вписанные в пейзаж, пронизаны особым, чисто английским ощущением света, сплавляющего предметы на картине в волшебное целое."
Что касается пейзажей, то здесь Гейнсборо стремился к реалистичности и поэтому редко возвращался с прогулки с пустыми руками. На улице он собирал приглянувшиеся атрибуты, которые могли бы стать «моделями» для его пейзажной живописи: подходило все: корни, камни, мох. Так в мастерской художника, при помощи возможных подручных средств, появлялся мини-ландшафт изображаемой местности. Работать Гейнсборо предпочитал ночью: по его мнению, «при искусственном свете все кажется красивее, так как свет и тень ложатся более широко».
Музыка
Гейнсборо был страстным поклонником музыки: обладал прекрасным слухом, «мог исполнить любую мелодию на скрипке, гитаре, клавесине или флейте», играл на фаготе, арфе и лютне, виоле да гамба. Более того, среди друзей Гейнсборо музыкантов было даже больше, чем художников, в их числе: Карл Фридрих Абель, младший сын Иоганна Себастьяна Баха — Иоганн Кристиан Бах, итальянский композитор и скрипач-виртуоз Феличе де Джардини. Благодаря таким выстроенным культурным связям между художником и музыкантами появилась настоящая галерея великих музыкантов XVIII столетия кисти Гейнсборо.
Жизнь в музыкальной атмосфере помогала художнику в живописи достигать гармонии тонов и их модуляций. Путешествуя по Англии, Гейнсборо в каждом новом городе вступал в местное музыкальное сообщество, чтобы играть на любимой виоле да гамба и общаться. Композитор Уильям Джексон писал: «Профессией Гейнсборо была живопись, а музыка развлечением; но иногда казалось, что именно музыка была его основным занятием, а живопись - утехой».
О том, что эти слова композитора не просто красивая аллегория, можно судить по этому отрывку из письма Гейнсборо Джексону:
«Меня тошнит от портретов, ужасно хочется взять свою виолу да гамба и удалиться в какую-нибудь милую деревню, где я мог бы писать пейзажи и наслаждаться последними годами жизни в покое и тишине. Но эти важные дамы, их чаепития, танцульки, ловля мужей и прочее и прочее выманят у меня обманом мой последний десяток лет. Но с этим ничего не поделаешь — вы это знаете, Джексон. Надо тащиться дальше и радоваться позвякиванию бубенчиков, но только, проклятие, я ненавижу, когда поднимают пыль, ненавижу хомут упряжки, заставляющий придерживаться все той же дороги, тогда как другие, не имея и половины моего вкуса, едут в крытых экипажах, удобно вытянув ноги, любуясь зелеными деревьями и голубыми небесами. Все это чертовски тяжело. Я утешаюсь тем, что у меня есть пять виол да гамба...»
Дети
Одна из самых сложных задач для художника — создание детского портрета. Труднее всего передать непосредственность и изменяющиеся на глазах характер и внешность. Но Гейнсборо — один из немногих художников, которого смело можно назвать мастером детского портрета. На его картинах дети выглядят на свой возраст, что также большая редкость. Их нежность, особая детская выразительность, шаловливость и добрая простота показаны корректно и психологически точно.
За свою жизнь мастер создал целый ряд замечательных портретов, но самым его известным считается трогательная и эмоциональная работа "Мальчик в голубом".
В качестве модели Гейнсборо пригласил сына торговца скобяной лавки. История сохранила его имя - Джонатан Баттл. Но разве скажешь, что перед нами небогатый мальчуган? Нет. Живописец нарядил его в богатый аристократический костюм, переливающийся своей атласной тканью. Красивая поза, гордая осанка - и вот черты сына торговца стали приобретать холёность, а поза дворянское благородство.
В этой работе явственно читается след Антониса ван Дейка. Гейнсборо лишает портрет нарочитой парадности - непринуждённая поза, живое выражение на лице, всё это придаёт работе эмоциональность и очарование. Главная красота картины, в колористическом исполнении. Здесь мастер использует свой излюбленный приём, а именно растворение одного цвета в другом. На генеральный тон автор аккуратными мазками накладывает цвет отличающейся по тону, оттого фактура получается текучей и переливающейся.
Спустя несколько столетий картина вдохновила Квентина Тарантино на создание образа главного героя фильма "Джанго Освобождённый". Джанго в исполнении Джейми Фокса облачили почти в такой же наряд как у мальчика с картины Гейнсборо.
Томас Гейнсборо никогда (в отличие от своего отца) не совершал заграничных поездок, но такие знаковые живописцы Франции, как Антуан Ватто, регулярно посещали Англию, а среди коллекционеров популярностью пользовались картины Франсуа Буше и Никола Ланкре. Именно у них художник научился создавать особую элегантную, так называемую рокайльную линию. Французские художники эпохи рококо первыми начали изображать на своих полотнах сцены отдыха галантного общества в изысканных парках, что подвигло Гейнсборо соединить в своем творчестве два жанра — столь любимый им пейзаж и востребованный портрет — в так называемых разговорных портретах на фоне природы.
Гейнсборо был единственным крупным английским портретистом, который посвятил много времени пейзажным зарисовкам. Он сделал большое количество рисунков мелом, пером, акварелью, всегда стремился найти новую бумагу и новые методы. Такие этюды живописец никогда не продавал и, хотя многие из них тесно связаны с картинами, это не наброски в привычном смысле, а произведениями искусства сами по себе.
Наследие
Томас Гейнсборо умер 2 августа 1788 года, в возрасте 61 года.
По его завещанию был похоронен на территории церкви святой Анны в лондонском районе Кью, известном своим пышным и разнообразным ландшафтом. Это оказалось самое подходящее место для художника, который любил пейзажи и стал известен благодаря элегантным мазкам и необычайному чувству света.
Для своего времени Гейнсборо считался нетипичным и странным художником, часто проигрывая конкуренцию современникам-портретистам — его работы почти не появлялись на ежегодных выставках Королевской академии художеств. Несмотря на это, к концу жизни у него сложился хороший круг заказчиков, среди которых были и представители королевской семьи. После его смерти главный конкурент Джошуа Рейнольдс произнес речь перед выпускниками академии, в которой назвал Гейнсборо «гением, возвысившим английскую школу живописи». Впоследствии картинами Томаса вдохновлялись многие британские художники, включая Джона Констебла и Уильяма Тернера, и, как оно часто бывает, Гейнсборо с каждым десятилетием получал все больше признания.
Росту популярности Гейнсборо и новому признанию его заслуг во многом способствовала Национальная галерея в Лондоне, которая в 1827-м и 1830 годах приобрела его «Водопой» и «Поездку на рынок».
В своей лекции в Британском институте 16 июня 1836 года Джон Констебл отдал дань предшественнику самыми трогательными словами: «Пейзажи Гейнсборо успокаивающие, нежные и волнующие. Тишину полудня, глубину сумерек, жемчужную чистоту утренней росы – всё можно найти на полотнах этого самого благожелательного и добросердечного человека. При взгляде на них у нас выступают слёз на глазах, и мы не знаем, что их вызывает».
Я не искусствовед, не знаток, но точно могу сказать, во все времена, были есть и будут люди, способные сделать то, что они задумали, реализовать свой потенциал и привнести в мир частицу себя.
Материал полезен и созвучен? Ставь 👍, пиши чего нибудь в комментах. Репост приветствуется, но не наказывается. Подписка - это взаимные обязательства 😏
Другое от Мазая: