Рубрика «Одевашки по-корейски»
Привет, подруга!
В эфире снова я и подробный разбор чосонских тряпочек. Ура-ура.
По просьбе наших сестёр во дорамах, я решила переключиться с дамского гардероба, ибо поднадоел немного, на мужской. И глянуть, как старые моды над господами издевались (зверски они издевались). Но начну не с исподнего, что логично, а со шляп, что нелогично. Зато, судя по задаваемым вопросам, они людей интересуют гораздо больше каких-то там портки.
Ну и поехали!
Правда, по традиции и для начала, придётся отвлечься - поговорить не о шляпах, а о причёсках, но без этого никак, ты уж прости. Тем более, по-моему, это тоже интересно.
Так вот, тип и форму мужской причёски в Чосоне (и чуть раньше, то есть в Корё) диктовала отнюдь не мода, а… та-да-да-дам! Конфуцианство. И, прежде всего, догмы сыновней почтительности.
Спокойно! Ни я, ни древние корейцы не сбрендили. Объясняю на пальцах. Правда, придётся поднапрячься, ведь европейскому уму такое слёту осознать сложно.
Итак, имеется у нас конфуцианский принцип, гласящий следующее:
Тело, волосы и кожа человека — это то, что он получил от своих родителей, и не осмелиться он их повредить. Это начало сыновней почтительности. Конец сыновней почтительности — показывать своим родителям оберегание своего тела и практиковать Путь, открывая свое имя потомкам.
Бред, да? Перевожу. То есть, твое тело принадлежит не тебе, а твоим предкам (потому что они его дали) и твоим потомкам (ибо им ты передашь свою кровь, продолжая род). А потому не смей ему - телу то есть - вредить! Не твоё – не трогай. Сохраняй его так, как завещали прародители и следи за здоровьем.
Кстати, в этом наставлении имеется ещё и конкретный наказ, который переводят как:
Не стриги ногтей и волос, не брей бороды.
Из чего некоторые современные псевдо-исследователи делают вывод, будто чосонцам была чужда гигиена и они мылись один раз в жизни, а именно при рождении. Но большинство конфуцианских текстов надо не читать, а толковать. Благо, последователи умного дяденьки Конфуция это тысячу раз делали за нас.
Короче, волосы и бороды остригали преступникам. То есть фактически здесь не рекомендация по уходу за растительностью, а указание: «Бандитом не становись!». Между прочим, то же касается и татуировок. Дело в том, что такие «отличительные знаки» наносили люди, не ладящие с законом. Эдаким оригинальным образом они разрывали узы со своим родом, а татуировка становилась символом новой семьи, то есть банды.
Соответственно, когда мы слышим в дорамах от всяких разных гангстеров рефрен: «Мы семья!» – это не просто красивые слова. Смысл гораздо глубже: лихие ребята отказываются от своих предков и создают новый род, кичась тем, что они нарушают не только действующий уголовный кодекс, но и заветы всё тех же предков.
Запрет же остригать ногти связан с тем, что считалось будто через отрезанные части тела (ногти, волосы и даже, прости, жидкость из вскрытого фурункула) человеком могут овладеть злые потусторонние сущности.
Поэтому ногти предпочитали не состригать, а опиливать. Оставшуюся же от процедуры… Как это назвать? Крошку? Стружку? В общем, то, что оставалось, либо сжигали или закапывали, либо хранили в специальных конвертах (как и ногти, которые в позднем Чосоне всё-таки стригли).
Так, например, известный учёный Ли Ик, по прозвищу Сонхо (конец 17- начало 18 века) завещал похоронить собранные им обрезки ногтей вместе с собой, а завещание дошло до наших дней и любой любопытный может его почитать.
Отсюда, кстати, растут ноги брезгливого отношения современных корейцев к остриженным ногтям, выдавленным прыщам и волосам, остающимся, например, на расчёске. Для них это мёртвые «запчасти» человека, как отрезанная нога, например, то есть гадость.
Между прочим, многие вполне современные корейцы все эти «останки» ногтей-волос стараются уничтожить, как правило, смывая в унитаз. Ведь считается дурной приметой их просто выбросить, а откуда такое поверье взялось, люди и не задумываются.
Но меня, как водится, унесло в дальние дали, возвращаемся к "приЧосону". Н-да, надо завязывать с попытками шутить.
Так вот, заветы предков гласят: во-первых, причёска должна быть очень аккуратной и гладкой. Растрёпанный человек – опустившийся человек, лишившийся собственного достоинства, а, значит, поправший сыновий долг (поправший сыновью почтительность). Во-вторых, причёска указывает на социальный статус товарища.
С так сказать, "распущенными" волосами могли ходить либо совсем маленькие дети, либо люди самых низших классов – рабы и крестьяне, не имеющие собственной земли. Все же остальные должны были носить строго определённый «причесон». Взрослый, то есть женатый мужчина, со дня своей свадьбы и до смерти обязан завязывать волосы в пучок. Правда, такую «красоту» иногда наводили и холостяки, но при условии, что они сдали государственный, либо военный экзамены, а, соответственно, стали самостоятельными взрослыми особями.
Тут возникает закономерный вопрос: как же причёсывались ещё неженатые? А они носили аж два пучка сразу (их называли «рожки») – по обеим сторонам головы, над ушами. И обзывали такую причёску чонггак (총각– оставляю название на хангыль на случай, если ты мне не поверишь и захочешь поискать информацию самостоятельно), переводится же чонггак как «холостяк».
Только вот в дорамах таких причёсок нет от слова "вовсе". Объяснение же сему совсем примитивное: а ты представь своего «любимку» с двумя "баранками" над ушами! Представила? Ну, выпей на ночь валерьянки, авось всё-таки уснёшь и кошмары тебе не привидятся.
Поэтому чонггак в современной культуре можно найти только в дико популярном в Корее мультике «Пукка», да и то там у мальчишки не пучки, а хвостики.
А вот хвостов и кос мужчины из Чосона не носили никогда. Монголы, китайцы, японцы – бывало щеголяли, а корейцы обходились без подобного. Пучок – и точка.
Ну и переходим непосредственно к головным уборам, а начнём с налобной повязки, без которой не обходится ни один сагык. Называется же такая повязка манган или маньгонь. Спорим, ты подобное видела, даже если никогда в жизни исторических корейских сериалов не смотрела?
Вот тут встаёт самый главный вопрос: а на фига она, такая красивая, нужна? Сидишь? Устройся понадёжнее, ведь это фактически… сеточка для причёски! Да-да, главная функция манган – сохранить пресловутый пучок целым и не дать ему растрепаться. Глянь, как такую повязку надевали и сама всё поймёшь (ну, по крайней мере, я на это надеюсь).
- Накладываем повязку на лоб, поднимаем волосы вверх и завязываем все четыре завязки сзади (снизу) одним узлом.
- Разбираем завязки попарно и дважды оборачиваем их вокруг пуговок-гванджа (관자), пришитых у висков.
- Снова завязываем шнурки сзади, теперь уже сверху.
- Скручиваем волосы жгутом и формируем пучок, который закрепляем с помощью свободных концов завязок (обматываем пучок шнурками и завязываем очередным узлом).
Дополнительно пучок могли укрепить эдакими шпильками, которые напоминают мини-гребешки. Назывались они бит (빗), что, собственно, и означает «гребень», а втыкали из в центр пучка сверху (главное, в темечко не втетерить, а то так можно заново "родничок" открыть). Как правило, бит вырезали из дерева, рога или слоновой кости.
Люди побогаче и познатнее порой украшали пучки заколками, которые крепили шпилькой – они выполняли исключительно декоративную функцию.
Хотя некоторые исследователи считают, что у государственных служащих и чиновников на подобных заколках чеканился иероглиф (китайский), означающий должность человека. Но документального подтверждения этому нет, а вот в дорамах подобное встречается.
Подобные заколки чеканили из бронзы, серебра, иногда даже золота. И частенько украшали теми же драгоценными камнями.
Честно говоря, всё эти надёжно зафиксированные узлы волос, насмерть "принайтованные" к налобным повязкам, мне напоминают старый детский анекдот: «Доктор, наша девочка как-то странно глазки пучит. Может, у неё глисты?» – «Мамаша, а вы не пробовали дочке косички послабее заплетать?» В общем, по-моему, надёжнее причёску можно зафиксировать, только если её гвоздиками прибить.
Так или иначе, а манган (повязку) носили все, кто мог позволить себе её приобрести, потому что стоила она дорого (а сейчас ещё дороже), но само по себе ношение мангана ничего не означает, её мог натянуть любой, начиная от крестьянина и заканчивая государями. Ну а те, кто на повязочку не накопил, обходились обычным лоскутом ткани. Ведь богатый ты или бедный, а причёску блюсти и почитать предков необходимо.
Плели манган из конского волоса – это очень тонкая, едва не ювелирная работа. Искусство плетения повязок считается национальным достоянием Кореи (если не ошибаюсь, в реестре тех самых достояний оно идёт под номером 66). А умелицы - ведь манган плетут женщины - сохранившие знания предков, имеют всякие приятные преференции, вроде льготных кредитов на развитие бизнеса и частичного освобождения от налогов.
Естественно, подобное умение сейчас (особенно сейчас!) передаётся исключительно внутри семьи, от матери к дочери.
Как плетут манган. Видео взято с youtube-канала 평창직업한옥학교.
"Окошко" в повязке "затягивают" очень тонким шелком, а края манган обшивают бейкой из плотного, но мягкого материала, ведь конский волос чрезвычайно жёсткий - он похож на медную проволоку, потому им и пораниться недолго (стяни лоб тонкой металлической сеткой - примерно поймёшь ощущения чосонцев). Особенно учитывая, как туго затягивают манган. Но именно благодаря этому материалу повязка не деформируется и не сминается складками, то есть прекрасно держит форму.
Правда, археологи находили манган, сплетённые из шелковых нитей, вымоченных в лаке. Но такие артефакты редкость, да и встречались они исключительно в гробницах очень знатных и богатых людей. Отсюда делаем вывод, что шёлковые манган носили не часто и не все.
Ещё манган носили для того, чтобы шляпу-кат ветром не сдувало, но это, так сказать, вторичная функция. Удерживалась же шляпка благодаря пунгджам (풍잠). Эту штуку привязывали (реже пришивали) к верхнему краю повязки, а делали её из полудрагоценных камней (опал, агат, нефрит и т.п., хотя нефрит тогда ценился дороже золота) или янтаря. То есть она довольна тяжёлая, а, главное, выпуклая.
И последний вопрос, из-за которого происходят кровавые баталии, правда, в очень узких кругах «знающих»: как носили манган, то есть её почти на нос натягивали или сдвигали ближе к затылку?
Ответ прост до безобразия: всё зависит от эпохи. Иногда такая повязка на самом деле почти наполовину открывала лоб, а порой она опускалась к самым бровям. В данном случае всё действительно зависело исключительно от моды, а ещё от законов, которые принимал тот или иной правитель, но об этом мы с тобой поговорим в следующий раз, потому как мужские головные уборы чосонцев нам ещё обсуждать и обсуждать.
---------------------------------------------------
Донаты можно отправить на кошелёк Юмани: 4100 1155 2820 3887
или на карту Сбербанка: 2202 2063 9451 0296.
Огромное спасибо всем, кто помогает "С подругой о дорамах"!