Найти тему
Анатолий Герасимов

"Вызов" — наш ненужный ответ Западу

С сегодняшнего дня в кинотеатрах идёт "Вызов" — первый (как заявляют создатели) полнометражный фильм, снятый в космосе. Нашумел проект еще задолго до выхода. В основном волну критики вызвало нецелевое госфинансирование — бюджет фильма по информации разных источников составил более миллиарда рублей. Всё это, по словам продюсеров, направлено на создание самого масштабного патриотического фильма в истории российского кино. Собственно, в маркетинге нет ничего удивительного. Ну а что же сам фильм?

-2

По сюжету из-за столкновения осколков спутника с МКС, один из космонавтов получает серьёзную травму лёгкого. Его нетранспортабельное состояние вынуждает руководство проводить операцию прямо в космосе. Для этого на МКС отправляют кардиохирурга Женю Беляеву (Юлия Пересильд).

режиссёр Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд на МКС
режиссёр Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд на МКС

Главный вопрос, применимый к "Вызову" — зачем снимать в космосе? Ведь всего этого можно было добиться и павильонными съемками, тем более, что у режиссера Клима Шипенко есть такой опыт с картиной "Салют-7". Практика показывает, что рядовой зритель не сможет отличить реальные съемки в космосе от павильонных.

На ум приходит только одно — создатели поставили перед собой гордую, но мнимую задачу дать ответ коллективному западу, которому, пожалуй, этот ответ вовсе не нужен. Это так в духе наших киношников — снять кино ради плашки «первый фильм снятый в космосе» (хотя и это можно подвергнуть сомнению).

-4

При всём этом пафосе всё же надо отдать должное фильму, свое внимание он заслужит не только обширной рекламной кампанией. Здесь невероятно красивая картинка, восхитительная работа оператора и вообще технических проблем кино не имеет (еще бы имело). К достоинствам «Вызова» также можно отнести решение отказаться от параллельного монтажа во второй части фильма на МКС до операции — это придало истории хоть какую-то камерность и тесное напряжение.

В остальном фильм не выделяется среди ему подобных. Личной драме героини не хватает глубины. Фильм идет почти три часа и лишь 15-20% уделено раскрытию её проблемы. Клишированные фразочки соседствуют с воодушевляющие и это не даёт гармонии происходящему. Машков играет самого себя, Бикович не отстаёт от него — всё по классике российского высокобюджетного кино.

-5

Больше всего обидно за Клима Шипенко. В последнее время этот по-настоящему талантливый автор, учившийся киноискусству в Калифорнии, уходит от "маленьких" историй ("Текст") и сворачивает в сторону масштабных прибыльных проектов, под крылом больших дядь с первого канала.

Естественно "Вызов" нельзя назвать преступлением против кинематографа, это просто не совсем кино, а сухой и вылизанный продукт-аттракцион (с высоколобым продакт-плейсментом — имеется ввиду режущая глаз реклама банка Тинькофф, Мегафона и Роскосмоса). Это шаблонная, но не безыдейная драма о тяжёлой судьбе врачей, в которой не хватает магии космоса и ощущения киноискусства.