449 подписчиков

Психологическая готовность к школе

Виктория Алексеевна Заичкина, психолог и мама троих детей — учеников нашей школы
Виктория Алексеевна Заичкина, психолог и мама троих детей — учеников нашей школы

Что же такое психологическая готовность к школе? Хочется начать словами известного психолога Л.А. Венгера:

«Быть готовым к школе – не значит только уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Существуют параметры психического развития ребенка, которые существенно влияют на успешное обучение в школе. К таким параметрам относится:

Коммуникативная готовность – готовность к взаимодействию как со взрослыми, так и со сверстниками. Умение ребенка общаться с детьми и взрослыми, принятие норм общения, готовность учитывать интересы других детей. Для развития коммуникативного компонента необходимо предоставлять ребенку возможность самому проявлять инициативу в общении. Ходите с ребенком в гости, знакомьтесь с новыми людьми. Можно обсудить с ребенком кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.

Мотивационно-личностная готовность – это формирование принятия новой социальной роли – позиции школьника. Этот параметр готовности выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности. Ребенок хочет учится в школе, потому что у него есть потребность занять определенную позицию в обществе людей (социальный мотив учения) и потому что у него есть познавательная потребность, желание учиться новому (познавательный мотив учения). Для развития данного компонента родителям полезно будет рассказать ребенку о своих школьных годах, любимых учителях, интересных предметах. Можно вместе смотреть фильмы о школе, читать книги и играть в школу.

Интеллектуальная готовность – функциональное созревание структур головного мозга, которые обеспечивают развитие памяти, умение строить логические связи, аналитическое мышление, дифференцированное восприятие, достаточную концентрацию внимания, умение воспроизводить образец, развитие тонких движений руки. Это и умение думать, анализировать, делать выводы. Логическое мышление ребенка замечательно развивают головоломки, ребусы, загадки, проблемные ситуации. Старайтесь не давать ребенку готовых ответов, не подавляйте исследовательский интерес ребенка. Развивайте мелкую моторику, рисуйте, лепите, конструируйте.

Эмоционально-волевая готовность – произвольность, заключается в способности ребенка трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни. Умение контролировать свои эмоции и поведение. Это способность делать не только то, что хочется, но и то, что нужно. Сформировать эти качества поможет игра, особенно, игра с правилами. Ведь игры учат дожидаться своего хода, проигрывать с достоинством, выстраивать стратегию. Саморегуляция – один из важнейших компонентов готовности к школе!

Чтобы ребенок был успешен в школе, необходимо уделять внимание развитию всех компонентов психологической готовности!

#школа1590 #ДОНМ #НашиРодители