На великолепно оформленной выставке "Первая позиция", что проходит до 21 мая в петербуржском Манеже, можно подробно проследить все этапы развития русского балета.
Здесь все вдохновлено балетом и представлено все, что прямо или косвенно касается истории этого вида искусства.
Выставка начинается с истоков, с возникновения царского балета, как элитарного атрибута высшего света, затем начинает свой путь "в народ", взрываясь дягилевским мировым триумфом и в итоге становится искусством, доступным каждому.
Здесь огромная коллекция эскизов Бакста, Бенуа, Билибина и других мастеров, принимавших участие в создании костюмов и театральных декораций.
Здесь богатейшая экспозиция балетных костюмов, как восстановленных, так и подлинных, исторических.
Личные вещи великих балерин, их пуанты, слепок ноги Нижинского, и даже его автопортрет, написанный артистом в духе авангардизма.
Есть особенно любопытный раздел — комната, где приоткрывается дверь в анатомию балета.
Для меня было новостью узнать, что артист балета теряет до 800 калорий, выполняя всего лишь один сверхсложный элемент!
В небольшом алькове представлены фотографии ню великих балерин и фотопортрет их автора. Вещь, неслыханно смелая для тех времен! С балерин, участвующих в фотопроекте, даже брали расписки, чтобы избежать в дальнейшем проблем с нравственностью.
Я здесь по понятным причинам покажу самую невинную из этих фотографий.
Начиная с "дягилевского" и продолжая советским периодом, невольно проникаешься мощным ростом величия русского балета, его яркостью, стремительным прогрессом.
Меняются выставочные залы, с ними на наших глазах происходит эволюция балета, меняется стиль, техника, классика сменяется авангардом, уходит обратно в классику, добавляется сложность элементов, а требования к представлению становятся все выше и выше.
И во всей этой головокружительной прогулке по истории, которая длилась столетия, а сейчас на наших глазах сжалась в минуты, неизменно одно — высокий стиль и не имеющее аналогов качество всего, начиная от сценической декорации до кончика пуанта балерины.
Меня лично порадовал большой раздел, посвященный Стравинскому. Это один из моих самых любимых композиторов, а его "Весну священную" я просто обожаю.
На выставке представлены эскизы Рериха к постановке этого потрясающего балета, который опередил свое время.
Выставка рассказывает о знаменитых хореографах, балетмейстерах, о становлении в России балетной школы, формировавшей и совершенствовавшей систему балетного образования во все времена, при любой власти и любом строе.
Есть и милые вещи, такие как домашние туфли Чайковского, или ручка шелкового зонта Кшесинской.
Настоящие крылья лебедя, письмо Майи Плисецкой к Агриппине Вагановой.
Отдельного слова заслуживает пространственное решение выставки. Это многомерное и многоуровневое действо, в котором посетитель мгновенно становится зрителем, участником закулисного процесса.
Кажется, чтобы захватить внимание гостя, привлечены все средства визуального выражения, аудиосопровождение, машинерия, компьютерные эффекты, световые акценты.
Экспонаты собраны из Москвы, Петербурга и регионов.
"Удиви меня" — это легендарные слова Дягилева, его принцип, его подход в работе над созданием, совместным творчеством художника, балетмейстера, артиста и всех сопричастных.
Могу однозначно сказать, да, удивили.
Стоимость 500 руб
Место действия: Манеж
Часы работы с 12.00 до 21.00, выходные с 11.00
Вход до 19.30
Выставка работает до 21 мая
Фото и текст ©Аглая Ненаглей
Обязательно поставьте лайк и подпишитесь на канал, так вы точно не пропустите ничего интересного из жизни в Петербурге!