Найти тему
Аглая Ненаглей

Первая позиция — это такая выставка, которая удивляет

На великолепно оформленной выставке "Первая позиция", что проходит до 21 мая в петербуржском Манеже, можно подробно проследить все этапы развития русского балета.

Здесь все вдохновлено балетом и представлено все, что прямо или косвенно касается истории этого вида искусства.

-2
Кипренский, портрет танцовщицы Телешевой
Кипренский, портрет танцовщицы Телешевой
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10

Выставка начинается с истоков, с возникновения царского балета, как элитарного атрибута высшего света, затем начинает свой путь "в народ", взрываясь дягилевским мировым триумфом и в итоге становится искусством, доступным каждому.

Здесь огромная коллекция эскизов Бакста, Бенуа, Билибина и других мастеров, принимавших участие в создании костюмов и театральных декораций.

Здесь богатейшая экспозиция балетных костюмов, как восстановленных, так и подлинных, исторических.

Личные вещи великих балерин, их пуанты, слепок ноги Нижинского, и даже его автопортрет, написанный артистом в духе авангардизма.

-11
-12
-13
-14
Тот самый автопортрет Нижинского
Тот самый автопортрет Нижинского
Осипова и Нуреев
Осипова и Нуреев

Есть особенно любопытный раздел — комната, где приоткрывается дверь в анатомию балета.

Для меня было новостью узнать, что артист балета теряет до 800 калорий, выполняя всего лишь один сверхсложный элемент!

-17
-18
-19
-20
-21

В небольшом алькове представлены фотографии ню великих балерин и фотопортрет их автора. Вещь, неслыханно смелая для тех времен! С балерин, участвующих в фотопроекте, даже брали расписки, чтобы избежать в дальнейшем проблем с нравственностью.

Я здесь по понятным причинам покажу самую невинную из этих фотографий.

-22
-23
-24
-25

Начиная с "дягилевского" и продолжая советским периодом, невольно проникаешься мощным ростом величия русского балета, его яркостью, стремительным прогрессом.

Пуанты Великих
Пуанты Великих
-27
-28
Жар-птица роскошна
Жар-птица роскошна
-30
-31
Реплика той самой пачки Анны Павловой
Реплика той самой пачки Анны Павловой
-33
Пачка Майи Плисецкой
Пачка Майи Плисецкой
-35
К балету "Спартак"
К балету "Спартак"
-37
Костюм для Дианы Вишневой
Костюм для Дианы Вишневой
-39
Улановская "Жизель"
Улановская "Жизель"
-41

Меняются выставочные залы, с ними на наших глазах происходит эволюция балета, меняется стиль, техника, классика сменяется авангардом, уходит обратно в классику, добавляется сложность элементов, а требования к представлению становятся все выше и выше.

-42
-43
-44
-45
Барышников
Барышников
-47
В представлении не нуждается
В представлении не нуждается
Всегда актуальное
Всегда актуальное
-50

И во всей этой головокружительной прогулке по истории, которая длилась столетия, а сейчас на наших глазах сжалась в минуты, неизменно одно — высокий стиль и не имеющее аналогов качество всего, начиная от сценической декорации до кончика пуанта балерины.

-51
-52
-53
-54
-55

Меня лично порадовал большой раздел, посвященный Стравинскому. Это один из моих самых любимых композиторов, а его "Весну священную" я просто обожаю.

На выставке представлены эскизы Рериха к постановке этого потрясающего балета, который опередил свое время.

Костюм к балету Стравинского "Жар-птица"
Костюм к балету Стравинского "Жар-птица"
-57
-58
Рерих, "Весна священная"
Рерих, "Весна священная"
-60
-61

Выставка рассказывает о знаменитых хореографах, балетмейстерах, о становлении в России балетной школы, формировавшей и совершенствовавшей систему балетного образования во все времена, при любой власти и любом строе.

Есть и милые вещи, такие как домашние туфли Чайковского, или ручка шелкового зонта Кшесинской.

Настоящие крылья лебедя, письмо Майи Плисецкой к Агриппине Вагановой.

-62
-63
-64
Плисецкая — Вагановой
Плисецкая — Вагановой
-66
-67

Отдельного слова заслуживает пространственное решение выставки. Это многомерное и многоуровневое действо, в котором посетитель мгновенно становится зрителем, участником закулисного процесса. 

-68
-69
-70
-71
-72
Неповторимый Бакст
Неповторимый Бакст
-74
-75

Кажется, чтобы захватить внимание гостя, привлечены все средства визуального выражения, аудиосопровождение, машинерия, компьютерные эффекты, световые акценты.

Экспонаты собраны из Москвы, Петербурга и регионов.

-76
-77
-78
-79
-80

"Удиви меня" — это легендарные слова Дягилева, его принцип, его подход в работе над созданием, совместным творчеством художника, балетмейстера, артиста и всех сопричастных.

Могу однозначно сказать, да, удивили.

Стоимость 500 руб

Место действия: Манеж

Часы работы с 12.00 до 21.00, выходные с 11.00

Вход до 19.30

Выставка работает до 21 мая

Фото и текст ©Аглая Ненаглей  

Обязательно поставьте лайк и подпишитесь на канал, так вы точно не пропустите ничего интересного из жизни в Петербурге!