Найти тему

"Игра в волнах" от Арнольда Бёклина. Швейцарский художник

Арнольд Бёклин Швейцарский художник
Арнольд Бёклин Швейцарский художник

Другая картина, получившая большую известность ко времени смерти Беклина, "Игра в волнах", демонстрирует непочтительный подход художника к своим классическим источникам. Фигуры в волнах, похоже, созданы по образцу Тритона, морского бога и водяного из греческой мифологии, но у изображенной сцены нет мифической основы. Вместо этого картина напоминает об инциденте, свидетелем которого Беклин стал во время отпуска на итальянском побережье, когда его друг, зоолог Антон Дорн, застал врасплох группу купальщиц, приблизившись к ним под водой и внезапно вынырнув. Говорят даже, что лицо Тритона, чьи непристойные намерения кажутся очевидными, основано на лице Дорна.

Несмотря на то, что этот образ с морской открытки напоминает греческую мифологию, изображение не просто легкомысленное. Цветовая палитра темная и меланхоличная, и страх на лице женщины кажется достаточно реальным. Таким образом, зритель сталкивается со странной смесью чувственной, пугающей и юмористической энергии. Комично-гротескное качество картины было отмечено многими критиками в конце девятнадцатого века, включая Корнелиуса Гурлитта, который выразил энтузиазм немецкой публики в целом, назвав "
Игру на волнах" "одним из величайших достижений нашего века".

Сочетание в картине интимной перспективы, величественных классических аллюзий и низкой комедийности типично для непочтительного подхода Беклина к эстетическим иерархиям и категориям, а также к его собственному статусу художника-неоклассика. Известно, что Беклин, склонный к вспышкам гнева, разглагольствовал: "быть греками! Мы? Почему греки были греками? Потому что они создавали то, что видели, так, как им казалось правильным. (Насколько я знаю, древние не хотели создавать античность - только мы хотим это делать)... Пресная вода жизни - это то, чего мы хотим, и она всегда течет для нас, как это было для греков. Мы будем греками только тогда, когда поймем это по-своему ". Опираясь на классическое прошлое, Беклин положил начало целой традиции комического-гротеска в последующем немецком искусстве, что проявляется во многих работах экспрессионистского движения.

Холст, масло - Новая пинакотека, Мюнхен