Найти в Дзене
Ольга Иорданская N5020622247

100 лет противостояния Москвы и Казани.

Как-то еще 8 лет назад я взяла экскурсию по городу, в Казани. Патриотичная девушка рассказ свой начала с того, что казанские татары вовсе и не татары, а булгары. А татарской крови в них не больше чем в русских. И настоящая представительница казанских татар, вернее булгар –Рената Литвинова. И царство булгарское такое же древнее как Киевская Русь, да и мусульманство принесли не татары, а арабы. А я хочу напомнить, что впервые Казань завоевал все-таки не Иван Грозный, а его дед Иван III. Само создание Казанского ханства связано с победой его первого хана Улуг-Мухаммеда, который пленил князя Василия Темного в 1445 году в битве под Суздалем. Но сам Улуг-Мухаммед умер в том же году, а вот процветающей Казань сделали его сын и внук. Казанские купцы активно торговали с русскими, а мурзы и даже ханские сыновья поступали на службу к московским государям. Поэтому постепенно в Казани сформировались два лагеря, один промосковский, а другой выступал за войну с неверными, фактически за союз с наследн

Как-то еще 8 лет назад я взяла экскурсию по городу, в Казани. Патриотичная девушка рассказ свой начала с того, что казанские татары вовсе и не татары, а булгары. А татарской крови в них не больше чем в русских. И настоящая представительница казанских татар, вернее булгар –Рената Литвинова. И царство булгарское такое же древнее как Киевская Русь, да и мусульманство принесли не татары, а арабы.

А я хочу напомнить, что впервые Казань завоевал все-таки не Иван Грозный, а его дед Иван III. Само создание Казанского ханства связано с победой его первого хана Улуг-Мухаммеда, который пленил князя Василия Темного в 1445 году в битве под Суздалем. Но сам Улуг-Мухаммед умер в том же году, а вот процветающей Казань сделали его сын и внук. Казанские купцы активно торговали с русскими, а мурзы и даже ханские сыновья поступали на службу к московским государям. Поэтому постепенно в Казани сформировались два лагеря, один промосковский, а другой выступал за войну с неверными, фактически за союз с наследниками распадающейся Орды.

Когда к власти пришел Иван Третий он стал проводить политику давления на Казань, поощрял ушкуйников (речных пиратов) делать набеги на территорию Казанского ханства. В 1479 году он приютил 10 летнего царевича Мухаммед-Эмина, проигравшего борьбу за трон своему брату Ильхаму.

Иван III начинает готовить поход на Казань. Узнав об этом хан Ильхан направил в Москву послов с челобитьем и пошел на все уступки чтобы заключить мир. Но в Казани вспыхнуло восстание, которым воспользовался Иван Третий и посадил на трон своего ставленника Мухаммед-Эмина. Правда долго он не продержался, горожане выгнали московского ставленника. Тем временем беглый Мухаммед-Эмин принес клятву верности своему «отцу» -московскому великому князю и пообещал помогать всеми своими силами. Правда, с ним сбежали всего десяток придворных.

В апреле 1487 году из Нижнего Новгорода вышло 20 тысячное войско, его вели лучшие московские воеводы: князья Даниил Холмский, Иосиф Дорогобужский, Семен Хрипун Ряполовский, Александр Оболенский и Семен Ярославский. С ними были касимовские татары, и только через две недели следом выехал Мухаммед-Эмин, ради которого вся экспедиция и затевалась.

Казанское войско, с которым Ильхам вышел навстречу русским, насчитывало около 15 тыс. человек, но разные его отряды действовали несогласованно, а при первой неудаче обращались в бегство. Хан был не слишком популярен, и умирать за него никто не рвался. В итоге 18 мая он отступил в город, а его конница во главе с мурзой Али- Гази (Алгазыем) рассеялась по округе. Для осады Казани русские начали строить вокруг нее вал и частокол (острог), но татары Алгазыя постоянно нападали на них и разрушали построенное, пока их не удалось отогнать за Каму. Установив на валу пушки, русские принялись обстреливать город чугунными ядрами. Ильхам пытался организовывать вылазки, но только понапрасну терял людей. В конце концов после нескольких недель осады сторонники «русской партии» подняли мятеж и заставили хана сдаться.

В Лицевом летописном своде говорится: «И взяли город Казань июля в 9 день, и царя казанского Алегама пленили с его матерью и царицей, с двумя братьями и сестрой, и с его князьями, и привели их в Москву». Ильхам и его родные остались в русском плену надолго, а многие и навсегда. Свергнутого хана отправили в Вологду, его близких - на Белоозеpo, а знатные татары были «розсажены по посельским», то есть сосланы в великокняжеские села. В Соборной мечети новым ханом провозгласили Мухаммед- Эмина, а московским наместником при нем стал воевода Дмитрий Шеин.

В Москве новость о взятии Казани вызвала большую радость. По всему городу звонили колокола, в европейские страны отправили посланников с вестью о победе. Иван III принял титул «князя Болгарского», то есть булгарского. Казань стала протекторатом Русского государства, хотя и не лишилась никаких территорий. Ее ханы обязаны были при вступлении на престол заключать с великим князем договор, давая слово не воевать против него и охранять интересы русских людей, проживавших в ханстве. Еще одно условие требовало, чтобы все внешние сношения Казани и ее переписка с другими государствами велись под контролем Москвы. Однако со временем все эти обещания были нарушены - и нарушил их тот же Мухаммед-Эмин, которому русские оказали такую услугу.

Уже в 1495 году на Казань неожиданно напал сибирский царевич Мамук при поддержке ногайцев. Свергнутый Мухаммед-Эмин поспешил привычным путем в Москву, откуда в Казань посыпались грозные послания. Опасаясь нового нападения русских, казанцы изгнали Мамука, но не захотели возвращать на престол Мухаммед-Эмина, успевшего отличиться грубостью в отношении подданных и, как сказали бы сейчас, коррупцией. С позволения Москвы ханом стал его брат Абдул-Латиф, заблаговременно приехавший к великому князю из Крыма и сумевший завоевать его доверие. На словах он выражал то же почтение к московскому государю, но тайком начал налаживать связи с ногайцами и Крымским ханством, которое под влиянием турок стало отходить от союза с Москвой.

B результате в 1502 году Иван III послал в Казань князя Василия Ноздроватого с приказом «поимати» хана за измену. Низложенного правителя отправили на Белоозеро, но крымский хан Менгли- Гирей пообещал разорвать союз с Москвою если его пасынка не освободят. В итоге уже при Василии III Абдул-Латифу дали в удел Юрьевец, а потом Каширу, однако обратно в Казань так и не отпусти и Казанский трон снова занял Мухаммед- Эмин, отношение которого к «отцу», по мере ухудшения здоровья последнего, неуклонно портилось.

А в 1505 году случился погром. Было перебито согласно летописи 15 тысяч русских из многих городов, проживающих в Казани. Погром ободрил казанских татар и они, объединившись с ногайцами пошли в поход на Нижний Новгород и сожгли его посады. Кремль уцелел потому что выдали оружие литовским пленникам, которые и помогли отбить нападение. Поход Василия III в 1506 году на Казань завершился неудачей. В 1507 году Мухаммед-Эмин после длительных переговоров заключил мир с Москвой. В 1521 году после его смерти «русская партия» посадила на трон касимовского правителя Шигалея, непримиримого врага Крыма. Но уже в 1521-м местная знать свергла его, заменив хана Сахиб-Гиреем. В том же году казанцы и крымцы с двух сторон напали на Русь с армией в 60 тыс. человек. Разорив страну до самой Москвы, они подступили к столице, и испуганный Василий пообещал крымскому хану выплачивать дань, после чего татары повернули домой. Городов они не осаждали, поскольку для скорости не взяли с собой пушки и осадные орудия, но многие деревни были сожжены, а их жители угнаны в полон.

После отъезда Сахиб-Гирея в Крым казанский престол занял его племянник Сафа-Гирей, при котором русские не раз пытались покорить Казань, но безуспешно. Особенно провальным стал поход 1530 года: буря на Волге разметала русские корабли, а оставшиеся на берегу силы были разбиты татарами. Погибли пять воевод, а командующий походом князь Иван Бельский был по возвращении приговорен к смертной казни, но помилован. После этого осмелевшие казанцы вновь стали тревожить набегами Нижний Новгород, Галич-Мерьский, Муром и другие русские города.

Джан-Али, еще один посаженный русскими хан, не сумел удержать власть. Казанским сторонникам Москвы удалось совершить переворот и в 1546 году, однако уже через месяц Сафа-Гирей вернул себе трон и подверг представителей «Русской партии» жестокой казни. В городе опять возобладали крымские и прокрымски настроенные татары. В начале 1548-го Иван IV, за год до этого ставший царем, вышел в поход на Казань. Он планировал вместе с артиллерией добраться до города по замерзшей Волге, но погода оказалась необычно теплой. Пушки провалились под лед, а без них взять хорошо укрепленную Казань царь не смог. В 1549-м Сафа-Гирей поскользнулся в бане на скользкой плитке, разбился и умер. Ханом стал его двухлетний сын Утямыш-Гирей, за которого правила мать - ханша Сююмбике. Слабость новой власти побудила Ивана Грозного организовать очередной поход. В феврале 1550 года его войско подступило к Казани. Но опять подвела погода: все припасы русских утонули при наводнении, а подвезти новые не удалось.

Повторяющиеся неудачи привели царя к мысли основать возле Казани постоянную русскую базу - и она была создана в мае 1551-го в устье реки Свияги. Боясь татарских нападений, Свияжск построили из разборных частей, которые привезли с собой. Его строительство позволило русским блокировать Казань, где на трон вновь взошел промосковский хан Шах-Али. Сююмбике с сыном отправили в Москву, где царевич был крещен и стал Александром Сафагиреевичем. Очередное восстание привело к изгнанию Шах-Али, и трон захватил астраханский царевич Ядгар-Мухаммед (Едигер). Наконец, в мае 1552 год Иван Грозный начал подготовку нового похода, в котором приняли активное участие касимовские татары, мордва и марийцы. В августе 60-тысячное русское войско подступило к Казани и 2 октября, взорвав стены крепости, взяло ее штурмом. Вскоре все ханство было завоевано, и противостояние Москвы и Казани ушло в прошлое.