Педагог всегда нЕправ? Поговорим о наболевшем...

На днях, 29-04-2023, в профессиональной группе "Форум Форте" прошла очередная педагогическая встреча-беседа в прямом эфире в формате круглого стола.

На днях, 29-04-2023, в профессиональной группе "Форум Форте" прошла очередная педагогическая встреча-беседа в прямом эфире в формате круглого стола. Был поднят очень важный и животрепещущий для каждого педагога вопрос под общим заголовком "Наставники и преемники, а также их родители". Видеозапись этой встречи можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/ntKBKKfEElM

Тема настолько острая и актуальная, что о ней нельзя не говорить. Я осмелюсь высказать собственные мысли об этой проблеме, опираясь на личные налюдения. Мой «стаж» творческой активности детей насчитывает 17 лет. Дочка 10 лет занималась танцами в известном детском коллективе, а сын с 2015 года учится в музыкальной школе. И так случилось, что в танцевальных буднях дочери я оказалась не только главным родительским «комитетчиком», но и правой рукой руководителя коллектива. Кроме того, тянула на себе и множество организационных дел. Это дало мне возможность наблюдать за взаимодействием детей, педагогов и родителей одновременно и с позиции родителя, и с позиции педагогов. Тот опыт пригодился мне уже в музыкальной школе с младшим. Я старалась видеть картину не частно, а в целом и оценивать совместимость собственных желаний с реальной ситуацией.

Самая популярная причина неуважения к педагогу - чрезмерные желания родителей видеть своих детей самыми лучшими. Простой «дружбы» родителей с педагогами для реализации амбиций без усилий в учёбе не достаточно. И чем профессиональнее образовательная среда, тем больше усилий требуется. Роль родителей в этом вопросе не ограничивается предоставлением талантливого ребёнка учебному заведению. Необходимо ещё наладить продуктивный контакт между учеником и педагогом, а также организовать самостоятельную работу дома. Без уважения и доверия к педагогу этого добиться нельзя. Всем хорошо известно, что ребёнок вне дома транслирует установки своих родителей. Порой даже негласные. Родители не всегда бывают объективными и порой не замечают, к чему это приводит. А иногда возносят ребенка на вершину гениальности, требуя от заведения самого лучшего внимания, не прилагая собственных усилий, полагаясь только на труд педагога в классе. Но когда результата нет, обвиняют во всём педагогов и школу.

Родители часто весьма поверхностно представляют себе работу преподавателей, старающихся вложить усилия в каждого своего ученика, независимо от природных данных. И едва ли мамы или папы понимают, насколько важен тот самый базовый «СТАНОК». Особенно в сегодняшней эпохе, когда мы сплошь наблюдаем соревновательный процесс между всеми участниками образовательной среды. Стало модно на подготовительном этапе поскорее выучить фантазию-экспромт Шопена, минуя необходимые и важные шаги музыкального развития. Цирк Дю Солей глубоко внедрился в сознание. А если педагог, руководствуясь здравым смыслом, согласно установке «не навредить», развивает ребёнка последовательно, бережно пробуждая в нём умение звучать, слушать себя, чувствовать и осознавать музыку, родители относят эти профессиональные стремления к признаку недостаточной компетентности, что приводит к обидам, конфликтам, оскорблениям в адрес учителей, и пагубно влияет, а то и вовсе подрубает на корню едва начавшийся хрупкий процесс становления юного музыканта. Ведь только учитель знает обо всех неведомых и невидимых родителям составляющих успеха талантливого ребёнка.

А ведь без этой самой базы успех талантливых детей очень короток и возможен лишь на самых ранних этапах, благодаря врождённой музыкальности и умильности юного возраста. Поэтому очень важна такая психологически сложная часть пути в музыкальной образовании - взаимодействие учитель-ребёнок-родитель, от продуктивности которого зависит результат.

Уважение к педагогу - это неотъемлемая часть воспитательного процесса на пути к профессиональному успеху ребёнка. Ученик только тогда будет стремиться постичь больше и дальше, когда ему дома внушают, что его врождённый талант нуждается в кропотливом, терпеливом и непрерывном развитии. Всё это достигается через доверие и уважение к учителям. На уроке сразу видно по поведению воспитанника, ЧТО ему дома внушают родители. Он видит их глазами, озвучивает их мысли.

Если ребёнка не научили уважать труд учителей, но внушают мысли о собственной исключительности, то ему будет крайне сложно чему-то научиться. Нет ни одного известного музыканта, артиста или танцора, который достиг всего без педагогов. А учебный процесс без уважения к учителю просто невозможен.

Сложность и тонкость учебного процесса - это кровь и нервы педагога. Родители должны стать помощниками в этом вопросе. Их первая задача - научить ребёнка уважать учителя и принять его требования. Даже несмотря на то, что учитель по каким-то причинам не подходит данному ребёнку, нельзя жертвовать воспитательным аспектом и настраивать ребёнка против педагога или школы. Если же такое явление происходит, то необходим серьёзный разговор с родителями в присутствии администрации учебного заведения. До родителей необходимо донести, что подобное поведение неприемлемо в стенах школы, как неприемлемы и публичные оскорбление чести и достоинства педагога и неуместные высказывания в адрес учебного заведения.

В последние годы участились такие случаи неадекватного поведения родителей, которые наносят вред не только репутации педагога и школы, но и воспитанию учащихся. Родители думают, что они защищают своего ребёнка, потакая своим амбициям и/или капризам чада, а на самом деле они закладывают в сознание ребёнка губительные зёрна. Особенно удручает то, что иногда родители выносят в публичную плоскость оскорбительную риторику в адрес опытных и уважаемых преподавателей и учебных заведений, собирают вокруг себя многочисленные "группы поддержки" среди друзей, далёких от музыки и педагогики. В семье ребёнок тоже это слышит и транслирует дальше в классе. В итоге он всё больше перечит учителю с разрешения родителей. К чему это приводит? Ученик перестаёт уважать педагога, а педагог ничего не может сделать, потому что нынешнее правило гласит: "клиент всегда прав". И мы понимаем, кто "клиент". В результате начинается череда бесконечных смен учителей/школ, ребёнок, привыкший ко вседозволенности, уже ни с кем из учителей не может подружиться, потому что дома ему внушили, что он "имеет право на...". Время уходит. Амбициозность родителей становится тем самым топором, который рубит ветку с сидящими на ней...

Раньше родителям не могло прийти в голову вмешиваться в образовательный процесс, поскольку они безгранично доверяли педагогам и ценили их авторитет. Едва ли можно было бы вообразить, что, к примеру, родители Григория Соколова явились бы на урок и стали бы образовывать преподавателя, как лучше обучать специальности. Педагога едва ли не обожествляли, таково было уважение к профессии. Одной из особенностей современной эпохи - стирание границ субординации и занижение роли учителя. К образованию стала применима фраза «рынок образовательных услуг». Музыкальное образование тоже стало частью «рынка».

Педагогика - профессия, заслуживающая уважения. Именно педагог дополняет воспитательный процесс, зарождающийся в семье. Семья и школа - это одна команда. Только во взаимодействии этих двух пространств можно воспитать достойную личность.

Автор фото - Виктория Запорожская (из личного архива).
Автор фото - Виктория Запорожская (из личного архива).

Автор: Виктория Запорожская